Как Голливуд убил Героя?!
Да, убил! Герой мёртв. Мёртв архетип Героя. Торжествует архетип Трикстера.
Попробуем разобраться с таким громким заявлением.
В любой сказке или в современном мифе борец со злом - это Герой. И также преодоление невозможного, выход за грани - это тоже путь Героя. Начиная с Геракла и Прометея, заканчивая Гагариным и Космодемьянской, - это все Герои, совершившие Подвиг, преодолевшие невозможное.
Архетип Трикстера - “демонически-комический дублёр культурного героя, наделённый чертами плута, озорника”. Его задача - поменять суть игрового процесса, ситуации и жизни, злого умысла может и не быть, важен процесс. В художественных произведениях Трикстер часто выступает в роли антигероя, вернее, так было в культуре модерна, а сейчас в постмодерне всё с ног на голову.
В ныне торжествующей голливудской культуре Герой стал картонкой (фантастическим “супергероем”), а помимо комиксного мультешения в талантливом кинематографе место Героя занял Трикстер. Не тотально, есть относительно нормальные воплощения архетипа Героя. Но они крайне редко выходят в топы.
Разберём примеры. Кто главные герои Голливуда, фабрики наших грёз? Кто наиболее коммерчески успешен?
Пират Джек Воробей, финансист и мошенник Волк с Уолл-стрит, мафиози Крёстный отец, финансист и извращенец на 50 оттенков серости… Плюс к этим есть ещё герои комиксов по большей части либо картонные, либо с каким-то нравственным дефектом.
Герои творцы и труженики не интересны, не принесут прибыль. А если и есть таковые, то они тоже слегка дефективные.
Если для примера взять топ фильмов на Кинопоиске, то выясним, что истории и сюжеты великолепные, герои интересные, иногда положительные, но крайне редко они - труженики и творцы и тем более не отражают архетип Героя. Если исключить советские фильмы, которых не так много в топах, то и вовсе пролетарии пролетают, а Герои отдыхают.
Поехали!
1. Бухгалтер Энди Дюфрейн и зеки из Шоушенка. Мошенники и тюремщики. Положительных героев, по сути, нет, их сломала система.
2. Тюремщик-палач и смертники «Зеленой мили». Тут есть относительно положительный персонаж трудяга Коффи, но и у него проблемы с интеллектом и общением.
3. Слабоумный миллионер Форрест Гамп.
4. Оскар Шиндлер, нацист и капиталист, спасший длинный список евреев.
5. Аристократ инвалид Филипп и зек Дрисс из "1+1".
6. Кобб - вор секретов из снов и глубин подсознания (Inception).
7. Профессиональный киллер Леон и малолетняя сирота, которая решила учиться убивать.
8. Король Лев и его семья со своими аристократическими разборками
9. Террорист с расщеплением личности Тайлер Дёрден со своим Бойцовским клубом.
10. Царь, изобретатель и вор из нашего "Иван Васильевич меняет профессию". Главный герой в советском фильме всё-таки близок к архетипу Героя.
11. Евреи из фашистского концлагеря в замечательном фильме La vita è bella. Главные герои - торговец книгами и его сын.
12. Смертельно больные воры из "Достучаться до небес".
13. Крестный отец и его мафиозная семья.
14. Бандиты из "Криминального чтива".
15. Снова герой Шурик из "Операция Ы". Снова он противостоит мошенникам Трикстерам.
16. Фокусники-иллюзионисты из "Престижа".
17. Математический гений с серьёзным психиатрическим диагнозом из "Игр разума".
18. Космонавт из "Интерстеллар". Главный герой близок к архетипу Героя.
19. Классическое фэнтези с классическими героями "Властелин колец"
20. Гладиатор с чертами архетипа Героя, но тоже слегка картонный
Если анализировать дальше, то все в том же духе. Герои в основном такие, как мы обозначили. Либо ущербные нравственно, либо психологически, либо физиологически. Половина - это бандиты, треть - паразитический класс, оставшиеся - тоже отнюдь не труженики. И Героев среди них, по сути, нет. Почти все - Трикстеры.
Исключения - это классические сюжеты фэнтези с классическими героями и советские фильмы с положительными героями, которые борются с классическим злом, т.е. с Трикстером.
Понятно, сейчас Голливуд поставил на поток буржуазное искусство. И тут ждать, что герои не будут способствовать коммерческому успеху кинокартины, было бы глупо.
Фабрика грёз - прекрасно отражает суть. Вообще вопрос: а может ли фабрика создавать искусство? Конвейер может создавать нечто уникальное, действительно ценное?
Нет, тут всё завязано на коммерции. Даже то, что не приносит прибыль.
Голливуд вообще все превращает в бабло. Вместо апокалипсиса баблокалипсис. Вместо комедии - бабломедиа. Вместо драмы баблодрама. Вместо боевиков бабловики. Как рука царя Мидаса, до чего дотрагивается, превращается в золото? Но с другой стороны, это не бабло, а кал. Царь Мидас реинкарнировался. И теперь до чего дотрагивается, все превращается в какашку.
Для примера, можно посмотреть топ самых кассовых фильмов.
В основном - комиксы. Мультики. Картон. Герои в основном такие же. Мультяшные или картонные. Созданные словно для детей младшего дошкольного возраста. Герой-труженник? Не, не слышали!
Почему не все монетизируется в полной мере, это отдельная тема. Но отмечу, что если фильм не принёс прибыли, то скорее всего это был просто эксперимент из разряда технологии "окна Овертона".
Понятно, что американская культура молодая, и нехватку реальных героев просто замещают выдуманными картонными комиксами. Но это не причина. Ответ более глубок.
Почему Трикстер торжествует, а Герой убит? Почему Трикстер подменил Героя? Почему для зрителя теперь Герой скучен, а Трикстер всё более интересен?
Всё объясняется просто. Это моральный кодекс капитализма. Он не декларируется, он полускрыт. Он проник в наше подсознание, он проник в мейнстрим, он всюду.
Это то, что иногда обозначается как двойные стандарты, что в народе обозначилось в виде современной поговорки: "украл миллион - летишь на Канары, украл батон - садишься на нары".
Для некоторых культур это протестантская или иудейская мораль. Часто обозначена как "не давай в рост брату своему", зато чужака можешь держать за лоха и вертеть его не перевертеть...
Чаще всего этот кодекс прикрывается отрицанием общечеловеческой этики. В таких случаях приверженцы этого постмодернового нигилизма полагают, будто бы общепринятых категорий добра и зла не существует, и у каждого свой индивидуальный моральный кодекс. Крайний индивидуализм и эгоцентризм вплоть до солипсизма, т.е. полного отрицания реальности всего, кроме внутреннего мира индивида.
Продолжая такие рассуждения, можно прийти к выводу, что моральный кодекс, скажем, Ганнибала Лектера или Додика Гитлера тоже вполне приемлем. А если на этом персонаже можно заработать, то значит эту тему можно и даже нужно раскручивать.
Чья этика торжествует? Глобальных трикстеров. Групп людей, чей моральный кодекс близок к тому, что для нормальных людей называется сатанизм.
Это хозяева глобальных корпораций, цель которых:
- банальное установление своей власти на земле,
- превращение государств в декоративные комплексные центры оказания услуг населению,
- тотальное подчинение населения, его стандартизация и зомбификация, ради упрощения управления.
И всё это лишь методы для продолжения своего паразитического существования.
Это этика паразита. По сути, когда паразит залез в мозг Героя, тот стал Трикстером.
Паразит живёт только до тех пор, пока мы едим его продукты выделения. Да, эти экскременты оказывают на человека наркотическое воздействие. Но это лишь кал. Экскременты паразита.
В данном случае культура скрывает халтуру или даже калтуру.
И диагноз печальный: мы все в той или иной степени потребляем кал.
Ау, Герой, где ты?
Такая редкость!
Потому и остаётся вспоминать героев Великой Отечественной войны. И соответственно - смотреть советский кинематограф, где архетип Героя всегда занимал почётное место. Хоть какой-то нравственный ориентир в наше время тотального постмодернового нигилизма.