Психология: от мейнстрима к науке. Часть 6
Что такое нынешняя матрица? Если вы думаете, что это так же фантастично, как в одноимённом фильме брато-сестр Вачовскисов, то заблуждаетесь. Всё гораздо рациональнее - безо всякой мистики. Всё объяснимо. Попробуем разобраться с тем, что же это такое, и что именно держит нас в матрице.
Над нами проводят глобальные социальные эксперименты, как над стаей мышей? Да, очевидно. Через такие явления как медиавирусы и мемы.
Нас разделяют? Нас стравливают между собой? И тем самым нами управляют? Очевидно. Причём без какой-либо чётко очерченной структуры подавления.
Матрица создаётся не механизмами, не злобными роботами или программным обеспечением, а нами самими, нашими внутренними программами поведения. Да, конечно, есть кукловоды, которые направляют наши действия. Кукловоды используют самый мощный инструмент - наши эмоции (в первую очередь страх) и воображение. Т.е. опять таки - бесструктурное управление.
Рассмотрим оборотную сторону кощеевой матрицы, доберёмся до иглы кощеевой. Шесть приоритетов управления работают в обе стороны, как от субъекта к объекту, так и в обратную сторону. Что именно использует субъект управления в психике объекта, чтобы эти инструменты работали.
Вообще когда стал исследовать этот вопрос, оказалось чрезвычайно сложно отделить стереотипы привнесённые, морочные, от того, что заложено в нас Всевышним, что и должно, по сути, составлять настоящее человеческое мировоззрение.
Прежде чем выявить источники и последствия столкновения (или даже - войны) в нашем коллективном бессознательном (КБС) различных «матриц», попробуем разобраться с механизмами этих процессов.
Всегда сложно докопаться до сути многих происходящих явлений, хотя психология и социология дают некий описательный инструментарий для исследования закономерностей социальных процессов. Этого пока недостаточно, многое остаётся необъяснимым. Описательный подход в психологии и социологии не дает полной картины. В предыдущих статьях серии мы копнули достаточно глубоко:
КОЛЛЕКТИВИДУУМ,
БИТВА ЗА ВНИМАНИЕ,
Социальный эксперимент в действии. Но недостаточно широко.
Да, заметим, что на самом деле, все наши авторские изыскания - лишь попытка осмыслить закономерности самых сложных явлений нашей действительности, так что претендую не на истину, а лишь на теорию.
Мемплексы
Ещё в 1898 г. В.М.Бехтерев в своей статье «Роль внушения в общественной жизни» предложил концепцию «ментальных микробов», которые «подобно настоящим физическим микробам, действуют везде и всюду и передаются через слова и жесты окружающих лиц, через книги, газеты и пр.» Будучи психофизиологом, наш учёный очень точно обозначил явление, которое мы сейчас наблюдаем в виде медиавирусов, атакующих неокрепшие умы...
По аналогии с физикой в культуре есть также свой «атом». Единица культурной информации была обозначена интересным (а в последнее время и забавным) термином: «мем» (от греч. μίμημα - подобие).
Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т.д. Кратко: единица культурной информации. Концепцию мема предложил этолог Ричард Докинз в книге «Эгоистичный ген» (1976 г.).
То, что среди пользователей Сети сейчас принято называть мемом, к науке не имеет отношения. Сейчас мем и медиавирус путают. Зато по распространению медиавирусов (типа «мимими», «тро-ло-ло», «экономика должна быть экономной», «люди произошли от обезьян» и т.д.) можно изучать распространение идей. И не столь важно навязанные они или самораспространяющиеся.
Вся культурная информация, исходя из этой концепции, состоит из базовых единиц - мемов, точно так же как биологическая информация состоит из генов, а физическая информация - из атомов. На основе этой идеи возникла меметика. В настоящее время считается как бы псевдонаукой, и, действительно, исследования меметиков - на грани иррационализма. Вообще, изучая иррациональное в человеке (чем собственно и наполнено КБС), многие исследователи сами часто впадают в иррационализм (не исключаю, что меня также в этом обвинят))). Впрочем, сама терминология и концепция интересна не только с точки зрения культурологии, но и психологии.
В теории подобно генам, мемы - это репликаторы, то есть объекты, которые для размножения копируют сами себя. Мемы могут размножаться по воле или помимо воли своего носителя. Для мемов выживание зависит от наличия по крайней мере одного носителя, а успешность воспроизводства зависит от окружающей культурной среды и от наличия такого носителя, который намеренно пытается распространять мем. Информационное содержание конкретного мема также влияет на ту вероятность, с которой он будет скопирован. Мемы могут мутировать, видоизменяться, комбинироваться и разделяться, чтобы формировать новые мемы. Они участвуют в борьбе друг с другом за ресурсы (сознание людей-носителей), и, в результате, подвергаются естественному отбору, что выражается в виде битвы идей, идеологий, межрелигиозных или межнациональных схваток и т.д.
Мемы обычно образуют группы - комплексные мемы, объединяющие несколько мемов для совместного овладения умами носителей и для усиления в борьбе за них. Комплексный мем называют «мемплексом» или «меметическим комплексом». В эзотерике подобные механизмы социальных связей обозначаются как «эгрегор». Мне этот термин кажется не вполне подходящим, т.к. слишком уж много в нём мистической составляющей и ассоциаций со всякими теософами и прочими эзотерическими учениями. Тем не менее, этот момент стоит отметить. Потому, не думаю, что в КОБ верно выбрали термин «
эгрегор» для объяснения явления, которое можно описать как синхронизацию сознания, сверхсознания и подсознания людей через идеи, обычаи, культурные нормы и прочее. А ведь явление весьма и весьма интересное (этот вопрос заслуживает ряда исследований, которые мы ещё опубликуем в дальнейшем). Потому в данном материале будем использовать этот культурологический термин «мемплекс», хотя он в целом описывает явление синхронизации психики людей, но с несколько иной стороны, нежели «эгрегор» в терминологии КОБ.
Чем интересна сия неординарная концепция мемов? Для исследования коллективного бессознательного (КБС) такой термин как «мем» мог бы стать опорой в изучении социальных процессов.
Мем и мемплекс наполняются также мощным психическим содержанием: эмоциями, мыслями, воображением, и социальным: поступками, коллективными событиями. За счет этого любой мемплекс цепляет еще сильнее новых адептов, подключает неофитов уже не только изначальной идеей, но и воспоследовавшими эмоциональными сопереживаниями.
Напомним, что основа КБС - это архетипы. Архетипы - это центральные глубинные образы, вокруг которых и формируются все культуры. Отец, мать, дева, учитель, правитель и т. д. Мифологическое наполнение этих архетипов уже создает культуру. Культура наполняется мемами и мемплексами (из которых и созданы мифы).
Мемплекс перекликается с таким понятием как матрица. Перекочевавший из инженерии термин «матрица» после мема (!) или даже мемплекса, запущенного одноимённым культовым фильмом брато-сестр Вачовски, стал достаточно широко употребляться в обозначении многих социальных явлений. Сама по себе матрица - это образец, модель, штамп, шаблон, форма, инструмент в серийном производстве объектов искусства и техники. Теперь слово матрица прижилось и в культуре и в быту.
Если мемплекс - это в каком-то смысле душа синхронизированной группы людей, то матрица - это структура, очерчивающая для этого коллективного организма (коллективида) шаблоны мерности: форму, качество, количество, размер и пр.
Например, сейчас матрица широко используется в качестве обозначения нынешнего культурного функционирования «золотого миллиарда» западного цивилизационного проекта - «нового мирового порядка». Целый комплекс псевдокультурных ограничений, шаблонов, стереотипов встроился в психику каждого индивида в виде матрицы поведения и взаимоотношений, матрицы мышления, матрицы восприятия. Типа: «мы все в матрице», что может обозначать, что «мы все - зомби или овцы, не способные выйти за ограду», ограду в виде норм, ограничений, законов и пр. А ограда поставлена кукловодами или пастухами и, в конечном счёте, - создателем шаблона для этого мира Архитектором, читай - ГП, глобальным предиктором. Ну, понятно ещё, что предикция и программирование в каком-то смысле одно и то же.
Похоже?..
В данном случае матрица обозначает систему кодов, которыми перепрошивают мемплекс. Матрица в каком-то смысле - программная основа мемплекса, расставляющая разные мемы в необходимый программеру (Архитектору) узор.
ММО или мемошники
Рассмотрим процесс перепрошивки на примере Украины. Уже неоднократно исследованный (в т.ч. и в нашем блоге), потому достаточно показательный.
Заражение целой страны такими вирусными программами, как «понадусе», «во всём виноват Путин», «уникальна нация», «перемога» и пр. создаёт такую матрицу, которую на первый взгляд почти невозможно уничтожить. Кажется даже, что проще стереть этот мемплекс вместе с её носителями (т. е. гражданами Украины), чем перепрошивать или дать возможность носителям осмыслить своё коллективное бессознательное на предмет заражения ментальными вирусами. Ведь вирус встраивается в КБС на уровне символики, мифологии, и к каждому носителю этих мемов не приставишь психоаналитика или психиатра для излечения, а для организации системы трудотрапевтических лагерей - Сталина не хватает...
Или другой пример - проект перепрошивки западной культуры такими вирусными программами, как «толерантность», «феминизм», «мультикультурность», «гендерно-половое многообразие» и пр. Пока гром не грянул да араб не приехал, европеец весело и с помпой опедеращивался на бесконечных парадах под мирное убаюкивание телевизора, возвещавшего о постмодернистской хренотени, реформах, бюджетах, котировках фьючерсов, деривативов, кредитах и прочей марже.
Масса матричных стереотипов стала уже даже частью культуры, встроившись чуть ли не на генном уровне, делая из людей в каком-то смысле мемо-модифицированные объекты (ММО). И эти ММО или мемошники становятся проводниками этих вирусных мемов далее, т.ск. бойцами нового мирового порядка. Наподобие того, как в фильме Вачовски агент Смит стал репликантом и захватил матрицу своими копиями, причём даже сам Архитектор испугался...
Матрица складывается именно из вирусных мемов, цепляющих эмоции и воображение, но не мышление. Так устроена психика человека - произвольное внимание неустойчиво, мы не можем долго концентрироваться на скучных деталях, нам подавай жареные факты, лишь они вызывают интерес. Потому спроси у обывателя, чем характерен Иван Грозный, и он тут же скажет: сумасшедший, многожёнец, убил своего сына и т.п. Не назовёт фактов, будут лишь эмоции... Всё по принципу: «совершенно не важно, то ли он украл, то ли у него украли, но была там какая-то неприятная история...»
Кстати, любой журналист или блогер (и Неразбуддизм - не исключение)) стремится зацепить эмоции читателя. Иначе статья будет неинтересной, иначе произвольное внимание не образуется, и довести свою мысль до читателя автор не сможет. Так и любой учёный. Специфическая научная информация скучна, а мейнстримовский научпоп позволяет впихнуть в сознание или подсознание читателя любое представление о реальности.
Управление через формирование мировоззрения у людской массы это ещё не всё. Формирование матрицы - это также и перепрошивка истории: как мир вообще пришёл к этому неомиропорядку, и как мы - русская цивилизация - теперь в итоге отстраиваемся от него. Также это и перепрошивка на других приоритетах управления человечеством, о чём поговорим далее блее подробно и, как обычно, попунктово...
Попробуем уловить иглу кощееву (пока отсылаю к соответствующим темам:
Постапокалипсис и
Победить Кощея)?
Продолжение следует