Искусство - нечто, рождающееся в воображаемом пространстве. Точнее искусство - это созданное воображаемое пространство. Это не мысль, это не рассуждение, это не ответ на вопрос (это всё линейные вещи). Это пространство мыслей, рассуждений, ответов и вопросов. И смысл искусства - не в том, чтобы донести что-то определённое, а в том, чтобы создать эстетически ценное пространство. Это может быть реальное пространство (например, скульптура), а может быть пространство вымышленное (например, фэнтэзи-мир), а может вообще быть пространство как множество смыслов, которые ветвятся, взаимодействуют, соподчиняются, образуя как бы пространственную структуру. С реальным пространством - понятно, как оно может быть эстетически ценным. Сделал красивую скульптуру - создал эстетически ценное пространство. Но, на мой взгляд, пространство смыслов также должно быть ЭСТЕТИЧЕСКИ (а не только содержательно) ценным, чтобы можно было смысловое содержание чего-либо признать искусством. Поэтому крайне не люблю фразу "автор хотел сказать...". Автор создал пространство смыслов. В этом пространстве есть то, что он хотел сказать (но это одна "линейная" мысль), а есть множество других смысловых линий. Что вычерпает зритель/читатель/слушатель и т. д. - неизвестно. Однако, чтобы невычерпанные части пространства смыслов произведения "не пропали даром" при восприятии произведения искусства, всё пространство смыслов должно обладать эстетической целостностью.
Это я к тому, что я считаю хорошими те произведения искусства, в которых создано новое пространство в т. ч. смыслов. Произведения же с какими-то отдельными "линейными" мыслями, пусть даже и интересными, кажутся мне не совсем относящимися к искусству, поскольку те же рассуждения значительно лучше могут быть сформулированы у философов, психологов и т. д.
На эту тему есть замечательное стихотворения К. Бальмонта:
Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.
Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
И зову мечтателей... Вас я не зову!
Миры в чём угодно - вот смысл искусства.
Ещё пару слов о творчестве.
Говорили с Катей, Катей и Валей о соотношении личности творца и его произведений. Пришла в голову понравившаяся мне мысль о том, что, поскольку творчество, по определению, - создание нового, ранее не существовавшего, то то, что в произведении автора является выражением его личности, его личностных особенностей, конфликтов, "боли" и т. д., по сути является не творческим. Не творческим потому, что это выражение чего-то, уже существовавшего в авторе ранее, а не создание нового. Это что-то, уже имевшееся и просто выраженное сейчас. Всё, что в произведении относится к действительно новому, ранее не существовавшему даже во внутреннем мире творца, является подлинно творческим.
Ход мысли заимствован у В. А. Петровского (
http://petrowskiy.ru/publish/indiv.html), который рассуждает об индивидуальности, как о чём-то, что не может быть отражено даже в сознании её носителя, так как будучи отражённой, она перестанет быть неповторимой, следовательно, перестанет быть индивидуальностью.
Очевидно, что в одном произведении имеются как творческие, так и "нетворческие" моменты. Более того, поскольку произведение может "вынашиваться" довольно долго, то какие-то содержания с трудом могут быть точно отнесены к творческим, или "нетворческим", так как "вынашивались" давно и стали частью личности творца. Однако, думаю, что в целом, такой критерий был бы ценен для разделение творческих и "нетворческих" результатов деятельности человека.