Святой Валентин и
цветочки святого Франциска
Сегодня утром наш юный друг оператор
Илья Плигин поздравил всех с «Днем Святого Валентина, и добавил, что в Америке
празднуют «День презервативов», а в Германии - «День душевнобольных». Кому что
ближе, а мне, наверное - последнее. Дома лазарет. В выходные крутилась как
белка в колесе, в глазах кое у кого рябило. Впрочем, чтоб не рябило, всегда
глаза закрыть можно и лежать с видом статуи католического святого. Видела я их
много в Испании. Лицо шафранное, острый подбородок, вверх устремлен, глаза и
щеки впали, на лице - вся тоска мира. Представили - вот, картина примерно такая
же, только рядом куча лекарств и витаминов лежит не распечатанных. От арбидола
- плохо, от витаминов тошнит, от алтайских трав - вообще клинит, горло мы
смазывать не хотим, ингаляцию делать не будем, отбивную - это, пожалуй, можно, а
вообще, никакого внимания бедному больному. Никто меня не любит, не жалеет.
Классика песенного жанра всех
героических мужчин. Кстати, о католических святых.
Я, наконец, посмотрела в Интернете фильм,
до которого давно хотела добраться. Анна
Каванни - «Франциск», лента талантливого итальянского режиссера,
автора знаменитого «Ночного портье».
Кавани
снимала фильм в 1989 году в живописных
окрестностях Перуджи и на студии
Чинечита, где были созданы все шедевры Феллини. В роли самого знаменитого,
самого обаятельного, и самого популярного среди католиков, некатоликов и атеистов, святого Франциска Ассизского - Микки
Рурк, в расцвете славы и мужского
обаяния. Фильм мне понравился, но, извините, включаю ворчливую киноманьячку, вернее,
она сама по себе включается. Я несколько месяцев назад выписала себе книгу -
знаменитые Fioretti
Fioretti (Цветочки).
Эта книга - сохранившееся жизнеописание
Франциска написанное его современниками, монахами францисканцами, верными
товарищами и его братьями
во Христе. Именно братьями, ведь он называл солнце - своим братом, луну
- сестрицей, просил «брата Огня», когда ему прижигали рану, не причинять слишком
много боли, читал проповеди птицам. Его «Гимн
Солнцу» - стал первым стихотворением на
итальянском языке, повлиявшим на развитие итальянской поэзии и вдохновившим великого Данте. Когда прошлым
летом, наш туристический автобус направлялся из Рима в Римини, гид Лариса (спасибо ей огромное!) уговорила
нас сделать довольно большой крюк, и заехать в Ассизи, поклонится могиле
святого и увидеть живьем фрески великого Джотто. И находились еще нытики,
которым не хотелось ехать!!! По дороге, она, профессионал от Бога, очень
красочно рассказала нам о жизни
«Жонглера Богоматери», «Божьего дурачка», этого удивительного, необычного
человека, братская любовь которого, ко
всякой живой твари высвечивает его особое видение мира.
Он кормил зимой пчёл
мёдом и вином, поднимал с дороги червяков, чтобы их не раздавили, выкупал
ягнёнка, которого вели на бойню, освобождал зайчонка, попавшегося в капкан. Во
многих городах Италии есть памятник Франциску, сидящему перед волчицей. Она,
как знаменитый пес Мухтар, советского героя пограничника Карацупы, смотрит на
него преданно и « при встрече, сразу, лапу подает». Хвостатую «сестрицу» он, по
легенде, уговорил не таскать ягнят, а довольствоваться крестьянскими подношениями.
Приехав в прелестный, крошечный и совсем средневековый Ассизи, мы, проехав по серпантину к собору,
расположенному на холме, полюбовались прекрасным пейзажем, открывающийся с его вершины.
Зеленые леса внизу, поля золотых подсолнухов, лазоревая синь небес, создавало
картину прекрасного мира, полного неземного спокойствия, любви и гармонии. Согретая
июньским солнцем, я стояла в самом центре этого мира, в «сердце розы», как
сказал бы об этом философ Марк Люэн.
В соборе было прохладно и тихо, если и раздавался
осторожный шепот, то бдительные служители сразу обрывали его строгим - «тсс! Селенцио! ( Молчание!)» Из множества
фресок на стене, рассказывающих о жизни
святого мне особенно запомнилась одна. На стене Джотто изобразил венчание Франциска
с худой женщиной в рубище. На неё лает собака, дети замахиваются палкой и бросают
камни, но Христос благословляет её с неба. Эта нищенка - символ венчания
Франциска с госпожой Бедностью, возлюбленной невестой Нищетой, единственной
дамой которой он рыцарски служил. Спускались мы и в подвал, где находится
усыпальница Франциска, видели там множество
записок, фотографий и сердечек из серебра, которыми одаривают святого, родители
выздоровевших родственников. Я хочу привести несколько цитат английского
мыслителя и писателя Гилберта Честертона, из его эссе о Франциске. Просто не
могу удержаться.
Как
серебро на белом
«Я не пытаюсь показать, как мал нищий монах на
фоне огромного неба;- я хочу окинуть взором небо, чтобы мы поняли, как он велик»..
«Св.
Франциск так глубоко проник в мое сознание, что слился с самыми домашними
ощущениями детства. Я принял его Брата Волка и Сестру Овцу, как Братца Кролика
и Братца Лиса святого дядюшки Римуса. Потом, постепенно я увидел в нем многое
другое, но это, первое, я никогда не забуду. Он стоит на мосту, перекинутом из
моего детства»
«Я
надеюсь, что читатель чуть лучше поймет, почему поэт, воспевающий солнце,
прятался в темной пещере; почему святой, жалевший Брата Волка, был столь суров
к Брату Ослу, собственному телу; почему трубадур, чье сердце зажгла любовь,
сторонился женщин; почему он радовался огню и бросался в снег; и почему одна и
та же песня начинается язычески страстным: “Слава Господу за сестру нашу землю,
что родит траву и плоды, и пестрые цветочки”, а кончается словами: “Слава
Господу за сестру нашу смерть”. Для глупых, все это будет непроницаемо, как
ночь; для большинства умных - невидимо, как серебро на белом»
Но
я вообще то хотела про фильм написать. Хорошая работа, костюмы, пейзажи. Микки
Рурк актер превосходный,
харизматичный с изюминкой. Но, то ли я после «девяти с половиной недель»
и «дикой орхидеи»( Рурка Рестлера и «Города Грехов» мы не берем в счет) не
смогла воспринимать актера, в роли аскета. Нет, в первой части, где Франциск
еще богатый юноша, король пирушек, и любимец женщин Рурк играет очень
убедительно. А какие смородинные глаза, обволакивают тебя, как смотрит он с
экрана, красавец такой! Но вот, в душе Франциска происходит смена полюсов, он
слышит голос бога, он страдает, он мучается бедами мира. Нет, Микки , вполне качественно бьет себя в
грудь, он громко и мучительно стонет и в сцене появления стигматов на теле, он очень впечатляет. Но…Ой не знаю, ну не «божий
он дурачок», не чудак, не поэт не страстный трубадур. А потом почему не сняли
знаменитую сцену где бедный Франциск лепил снежных баб и бросался на них с
криками. «Вот твоя жена! Вот твои дети!»