Aug 24, 2023 18:04
Цель данного эссе - объяснить моральную и профессиональную деградацию заметного количества отчественных "мастеров культуры" (1) после распада СССР, (2) после начала СВО.
Сделанные выводы применимы, как я полагаю, к другим категориям людей (больше в моральном, чем в профессиональном аспекте), а также к другим временным периодам (в первую очередь после Революции 1917 года).
Текст носит характер гуманитарных измышлений физика и строится на основе шатких аналогий с техническими системами. Впрочем, подобные аналогии в истории философии имеют давнюю и почтенную традицию, восходя ещё к древним грекам.
Для начала опишем основную аналогию. В современных компьютерных сетях есть "провайдеры точного времени". Понятно, что типичный компьютер и сам содержит внутренние часы, и, в зависимости от точности хода этих часов компьютер может более или менее длительный период сам генерировать достаточно точное время. Но иногда внутрение часы поверяются с помощью сетевых провайдеров. Если сетевой провайдер выдаст время слишком сильно отличающееся от внутренних часов то компьютер может решить, что с провайдером что-то не так (например, у провайдера неверно выставлен часовой пояс, или произошёл технический сбой). Если же отличие времени провайдера от внутреннего времени невелико, причём согласованное у разных проваядеров, то компьютер подводит внутренние часы и, возможно, делает поправку на их скорость хода. При наличии надёжных и доступных провайдеров точного времени компьютер с умеренно плохими часами может, тем не менее, обеспечивать достаточно точное время.
(Данная аналогия не претендует на правильное описание работы сетевых провайдеров точного времени и служит лишь для прояснения дальнейших рассуждений.)
Теперь о совести. У человека есть внутренняя совесть, опираясь на которую он может принимать моральные (с точки зрения общества) решения даже не получая обратной связи. Однако, человек меняется со временем, общество тоже меняется со временем, и, чтобы и дальше принимать моральные (с точки зрения общества) решения, человеку (абоненту) приходится свою совесть время от времени подстраивать, для этого человеком используются внешние провайдеры совести. Что это такое? В качестве внешнего провайдера совести может выступать практически любой другой человек, обычно для этого моральные нормы провайдера должны быть не слишком далеки от моральных норм абонента. В роли провайдера совести могут также выступать надчеловеческие сущности (общественное мнение некоторого сообщества), а также сущности внечеловеческие (например, книги).
В "традиционном обществе" в качестве провайдера совести достаточно части выступала церковь (в лице церковных авторитетов, или в обезличенном виде священных книг, или в виде религиозно окрашенного общественного мнения). В этой связи термин "свобода совести" приобретает непривычный (возможно изначальный) смысл свободы выбора провайдера совести из числа религиозных конфессий.
Чем различаются абоненты с точки зрения поддержания совести?
1) Время сохранения совести без помощи внешних провайдеров.
2) Максимальная величина текущего расхождения с провайдером, при которой провайдер считается надёжным (обычно тем меньше, чем больше время сохранения совести у абонента).
3) Время и качество хранения истории эволюции внутренней совести. Наличие/отсутствие "резервных копий" совести (юношествие идеалы, память об Учителе и т.п.)
4) Максимальная величина расхождения с провайдером резервных копий совести, при которой провайдер считается надёжным (обычно тем меньше, чем больше время сохранения совести у абонента).
5) Готовность подстраиваться под изменившиуюся точку зрения общества (обычно тем меньше, чем больше время сохранения совести у абонента). Этот пункт может быть почти тождественнен пункту 4.
В качестве крайних случаев можно выделить:
1) Люди с автономной совестью, у которых сформировавшаяся однажды совесть практически не меняется вне зависимости от внешних провайдеров ("ортодоксы"). Такие люди могут быть неприятны своей безкомпромиссностью и консерватизмом, но зато они, если понять, как работает их совесть, очень надёжны.
2) Люди с внешней совестью, которые все свои поступки стремятся сверять с внешними провайдерами ("конформисты"). Такие люди могут быть очень удобными в общении, они надёжны (могут быть способны на подвиг), пока подключены к стабильному провайдеру совести, но при смене провайдера предадут любой идеал (могут добросовестно работать охранниками в концлагере).
С внутренней совестью тесно взаимодействует то, что современные психологи называют "теория сознания" или "модель сознания" (Theory of Mind): способ, которым человек пытается понять других людей.
Пример. Категорический императив Канта («Поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом») в построенной модели приобретает такую интерпретацию: "Будь готов в любой момент выступить как внешний провайдер совести для другого человека."
Пример. "Промывка мозгов" (brainwashing) - изменение внутренней совести путём насильственной смены внешнего провайдера.
Пример. "Сдвиг окна Овертона" - изменение внутренней совести путём медленного изменения параметров внешнего провайдера.
Теперь посмотрим с данной точки зрения на наших "мастеров культуры".
Прежде всего отметим, что "мастера культуры", чтобы адекватно описывать в своих произведениях общественные явления должны иметь развитую теорию сознания и быть когерентными обществу. Чтобы быть когерентными обществу, они либо должны быть "плотью от плоти" стабильного общества, либо должны хорошо под это общество подстраиваться (быть "конформистами"). Так что среди "мастеров культуры" "ортодоксов" следует искать среди "коренных", а "конформистов" среди "пришельцев". Конформистов среди "мастеров культуры", вероятно, больше, т.к. они легче подстраиваются под заказчика.
При распаде СССР исчез мощный внешний провайдер совести, и заметно усилилась доступность ряда других провайдеров (религиозных, иностранных, криминальных и т.д.). "Мастера культуры" из числа конформистов легко переключились на наиболее "громких" новых провайдеров. При этом с точки зрения существенной части населений (не только ортодоксов, но и всех, у кого более-менее длительное время поддержания совести) они оказались предателями, т.е. с ними случилась моральная деградация. При этом у таких "мастеров культуры" поплыла "теория сознания": новые провайдеры ставили теорию сознания, которая не соответствовала сознанию большинства. А съехавшая теория сознания для "мастеров культуры" - это профессинальная деградация.
При начале СВО ситуация была хитрее. Разные провайдеры совести, которые до СВО вещали более-менее согласованно резко разошлись на два или три кластера: "западный", "партиотический" и, возможно, "пацифистский" (последний, возможно, следует объединить с "западным"). Большинство населения России оказалось подключено к провайдерам патриотического кластера. К ним оказались близки и "люди старой закалки" (ортодоксы, сформированные во времена СССР, или в семьях, сохранивших советскую версию совести). Сщественная часть "мастеров культуры" оказалась подключена к провайдерам иностранного кластера. А это означает (с точки зрения большинства) моральную деградацию и профессинальную деградацию (для российской аудитории иностранная теория сознания не подходит).
Так что генерируемая всякими беглецами пропаганда для России практически безвредна: изрыгают эту пропаганду откровенные предатели, и нацелена эта пропаганда на даже не на иностранцев, а других таких же беглецов. Последнее связано с тем, что "западные" провайдеры совести для России отличаются от западных провайдеров совести для самого Запада.
Что ещё можно сказать про день сегодняшний? Инженеры (в среднем!), вероятно, патриотичнее учёных, т.к. меньше ориентированы на запад. Среди учёных естественники (в среднем!), вероятно, патриотичнее гуманитариев.
Кстати, для учёных моральная деградация тоже влечёт профессиональную: наука предполагает честность как профессиональное качество.
общество,
пикейножилетное,
злоба дня