Есть безусловная пограничная черта, перейдя которую, человек оказывается навеки аутсайдером в художественном сообществе.
Эта черта - ксенофобия.
Другими словами, те кто не в состоянии терпимо относится к чужой "самости", не разумеют ни искусства, ни культуры вообще.
Творчество предполагает многозначность понимания, а шовинизм и ксенофобии сужают возможность восприятия.
Не общаться, отойти и не выходить на контакт с людьми, ограниченными подобными симптомами - живой и естественный рефлекс любого человека.
Фашизм, шовинистические проявления огрубляют человека, делают его нечувствительным к творческим реализациям.
Иногда, случается, что автор, увлекшись государственным идеологическим энтузиазмом, ныряет в омут клишированных восторгов и излишнего патриотизма. Чаще всего, это случается, когда автор "исписался" , растратил свой kunstvolen на бесконечные самоповторения или просто ленится.
Будучи ангажированным государственной идеологией, которая ныне довольно определённо тяготеет к консерватизму, а в ряде мест так и просто к мракобесию, художник рискует потерять собственное лицо, продолжая верить в свою творческую независимость.
Но ксенофобия - точнее страх, находящийся в основе этого мировоззренческой сегрегации людей - не может быть статичным. Он активно отвоевывает себе интеллектуальное и творческое пространство у художника. Темы сужаются, а манера изложения и формат преображаются в канонические плакатные изводы.
Художник не всегда замечает эти чудесные изменения своей природы. А если и чувствует свои заблуждения, то чаще всего самолюбие и государственное величие не позволит ему сменить покойную и стабильную манеру на неопределенность протестного активизма.
В этом случае, после неминуемого изменения государственного ландшафта, художник будет забыт, а его работы вспомнят если только в феноменологическом ключе.