Йозеф Бойс.

Mar 03, 2015 13:18



Бойс
Тот, кто делает вид, что понимает Бойса - непременно лжет. Можно глубокомысленно объяснять детали инсталляций, композицию расстановки предметов - это все ни на мгновение не приблизит к пониманию этого автора.
Обычно, принято пересказывать самолично придуманные истории Йозефа Бойса о его эпическом падении во время ВОВ в холодное Черное Море с дальнейшей встречей с крымскими татарами. Тут же, весьма этнографически, мы сталкиваемся со странной и не изученной местной традицией натирать умирающих немецких летчиков медом и упаковывать их в войлок.
Весь этот миф, густо удобренный не менее фольклорными эпизодами из нацистского прошлого Германии, стал материалом для художественных рефлексий Бойса.
Бюст Гитлера, изготовленный из нескольких тонн мяса к пятидесятилетию Фюрера, превращается в гигантские обмылки в музее Гамбургербанхофф.
Впечатление от падения самолета трансформируется в огромный кусок оплавленной стали во франкфуртском музее совриска.
Ото всех экспозиций Бойса веет шаманским камланием, мало уловимым рациональным методом. Это пронзительное переживание исторического абсурда, свидетелем которого стал художник.
"Концлагерные" аккумуляции разлиличных вещей в гробообразных витринах, бесконечные ряды санок с войлочными свитками - эти экспонаты производят крайне гнетущее впечатление. Это искусство не веселит, не ободряет, но весьма агрессивно вовлекает зрителя в запутанные саморефлексии Бойса.
Отправная точка его творчества, главный мотив, заставляющий не расшифровывать, но "вчувствоваться" в произведение - это война. То, что лишает любого художника осмысленного языка, превращает человека в кусок материи. Для автора - это состояние, когда пребывать в одном помещении с диким койотом проще, чем наедине с самим собой.
Искусство Бойса - не героические образы, не торжество справедливости. Это послевоенная первобытная пустота.
Однако помимо "социальной пластики", в его работах присутствует удивительная абразивность художественного материала: зритель не просто устает от экспозиции, но ощутимо меняется под гнетущим влиянием от представленных вещей. Эта очень характерная черта его творчества, внушающая дидактическое почтение перед самим явлением этого искусства.
Мы тщетно пытаемся понять "объективный" смысл произведений Бойса и, не обнаружив очевидного истолкования, уходим в глубину самопознания.

современное искусство, литература, личное

Previous post Next post
Up