Нет ничего хуже, чем ложный пафос в художественном произведении.
Доверчивый зритель, в один момент, может превратиться в агрессивную фурию, разозленную тем, что ее пытаются обмануть. Безжалостный критик будет долго саркастически издеваться надуманным формам и пустым результатам.
Собратья по творческому профсоюзу криво усмехнутся и тоже вряд ли пожалеют автора, что позволил себе опошлить ремесло.
Но бывают обстоятельства, при которых и ложный пафос и халтурное исполнение в материале не посмеют вызвать негативный отклик среди потребителей искусства.
Это возможно исключительно при условии существования определенного рода "повелительного наклонения" со стороны власти.
И вот, когда с художественной формой и творческим содержанием начинают работать и оценивать с позиций общественной пользы и качества дидактического увещевания, вот в этот самый момент, художник превращается в вульгарного агитатора.
Наивно предполагать, что зритель будет продолжительное время путать искусство с воспитательным наставлением. Немного смешно будет наблюдать искусствоведа, что сможет долго анализировать качество художественного продукта, измеряя его общественной воспитательной пользой.
Единственным путем спасения от покровительственного влияния государственного Левиафана может быть только ирония, выраженная, быть может в пошлой или даже вызывающе грубой творческой реализации.
Сатира, сарказм - наиболее актуальные спутники художника в тоталитарной среде, где официоз неизбежно вульгарен и рано или поздно смешон.
Тяжеловесность пропаганды, вся ее государственная неповоротливость с легкостью превращается в картонную декорацию. Смех может быть удивительно заразительным, что беспрекословно обезоруживает любого агитатора.
Искусство, великолепным образом победит любой тоталитарный морок.
Нельзя работать самостоятельным художником "в стол", а для зарабатывания денег ретушировать портреты членов Политбюро. Рано или поздно, начнёшь сальвадоровские усы пририсовывать унылым чиновничьим лицам, или же вовсе прекратишь ненужные творческие вольности и будешь сварливо поругивать молодых, у кого "недостаточно ремесленного мастерства".
Кирилл Алексеев
Искусствовед