(no subject)

Apr 15, 2013 16:18



«Господи, помоги мне выжить посреди этой смертной любви»
В 1979 году, французский фотограф Режи Боссю сделал фотографию целующихся Брежнева и Хоннекера на встрече двух официальных делегаций СССР и ГДР .
Спустя десять лет, в 1989 году, французский журнал «Пари Мач» опубликовал это изображение, как иллюстрацию к статье о застое и перестройке  в Советском Союзе.
Художник Дмитрий Врубель  взял за основу это маргинальное изображение государственных лидеров для своей квартирной трехчастной инсталляции  «Господи, помоги мне выжить посреди этой смертной любви». Жаркий поцелуй двух вождей, увеличенный в несколько раз и написанный в январе 1990 года на картоне и был как раз  третьей частью этой работы.

В апреле 1990 года, к приезду Горбачева в Берлин, был организован совместный  художественный проект немецких и советских художников, в ходе которого, предполагалось покрыть часть берлинской стены граффити на тему дружбы двух братских народов.
Дмитрий Врубель, будучи приглашенным на это мероприятие предложил эскиз работы, где в страстном поцелуе сплелись  руководители СССР и Восточной Германии. Этот образ немного испугал устроителей  художественной  акции, но, впрочем, после недельных раздумий работа была одобрена.
На короткое время, часть берлинской стены - символа границы между двумя мировыми системами стала символом свободы, пока только творческой. Власти не боялись дерзких изображений - разрешалось  работать только водоэмульсионной краской, которая крайне недолговечна и легко смывается, в случае негативной реакции вышестоящего начальства.
Работа Дмитрия Врубеля имела оглушительный успех, и , с момента открытия и до сего момента является символов объединения Западной и Восточной Германии.
Образ двух пожилых людей, которые, как молодые влюбленные страстно лобзаются , выглядел  немного иронично  в сравнении с  иконографически-традиционными  журнальными поцелуями киноактеров .  Дряхлые руководители государств предстали в ипостаси поп-див из западноевропейской рекламной продукции. Будучи перенесенный из  черно-белой газетной хроники на Берлинскую стену, этот образ  превратился в  икону соц-арта - стиля, работающего с критическим прочтением советских святынь и фетишей .
Работая с узнаваемыми соцреалистическими формами и сюжетами, художники соц-арта демонстрировали в своих произведениях абсурдность и нелепость тоталитарных систем и идеалов. Утопический обман коммунистического рая саркастически высмеивался, а сакральные лозунги и цитаты превращались в объект насмешек и пародий.
Если за границами социалистического лагеря пропагандировался культ потребления, породивший поп-арт как символ процветания, то на советской  территории в это же время соц-арт являлся стилем кризиса потребления обществом идеологических идолов и аксиом.
Спустя месяц после окончания работы над «Поцелуем», произошло объединение Германии. Железный занавес рухнул и братский поцелуй Брежнева и Хоннекера  превратился в метафору расставания вассала со своим сувереном.
Уже в 1997 году, власти Берлина подняли вопрос о реставрации граффити на Берлинской стене. Оригинальное  изображение к этому времени было густо покрыто слоем записей и посторонних изображений.  Была образована муниципальная галерея  East Side Gallery под открытым небом.   Это был первый шаг к музеефикации «Поцелуя».
В 1998 году Дмитрий Врубель делает станковый вариант работы «Господи, помоги мне выжить посреди этой смертной любви», выполненный на холсте акриловыми красками.  Спустя десять лет вариант Поцелуя« 1998 года попадает в Третьяковскую галерею,  являя собой  образец протестного позднесоветского искусства.
В 2009 году было объявлено, что к в связи с празднованием двадцатилетия падения Берлинской Стены все обветшавшие граффити будут смыты. Сотрудники отдела новейших течений и специалисты-реставраторы разработали технологию переноса изображения с бетонной основы на холст, но несмотря ни на что, в том же году оригинальное изображение было смыто пескоструем до основания.
Кирилл Алексеев

современное искусство, искусствознание, политика, искусствоведение, искусство ХХ века

Previous post Next post
Up