О выставке "Ступени мастерства" выпускников РАЖВиЗ в питерском Манеже.

Mar 06, 2013 06:08



Представьте себе огромного динозавра. В высоту, скажем, 18ти этажного дома, тяжелого, грузного, неповоротливого и даже немного пугливого. Размеры и возраст этого существа без сомнения будут внушать  почтение. Тем не менее, никакой практической пользы от этого доисторического гигантского куска мяса вы не получите.
     С уверенностью можно сказать только одно - ваш неожиданный  метафорический друг доложен быть непременно сыт  и содержаться в заботе и чистоте.  Если же ископаемая прозопопея будет недокормлена  или грязна, то все вокруг будут вам пенять  за бесчеловечность обращения с несчастной животиной.  И, конечно же, категорически не рекомендуется доводить до смерти это наше гиперболическое создание, ибо тогда, все кому не лень начнут клеймить нашу страну как место обитания варваров и некультурных дикарей.


Каждый год в России выпускается из вузов какое-то несусветное количество художников с неплохим знанием академического рисунка и пластической анатомии, но совершенно не информированных о современном искусстве последних 50 лет. Будущность этих людей туманна, а без постоянного применения их профессиональные навыки быстро атрофируются.
Разумеется, речь не идет о тех немногочисленных художниках, которые востребованы не как стенописатели рублевских вилл, а исключительно за свою персональную манеру.
Но не будем оптимистическими мечтателями - таких авторов единицы, большинство же принуждено заниматься всем чем угодно, только не искусством.
Академическое искусство требует больших пространств, помпезных залов и дорогого багета. Такое творчество не приучено существовать в квартирных выставках и бюджетных галереях. Это как бы втиснуть описанного выше динозавра в узенькую клетку, где от недостатка внимания и питания это, вообщем-то совершенно бесполезное в эпоху голоцена создание будет гнить и болеть, распространяя вокруг себя запах тления и культурного отчаяния.
Инициативы последнего времени, призванные вернуть официальный статус академической живописи, год от года терпят фиаско. Полумиллионная премия Пластова (расчет идет в английских фунтах стерлингах), лучшие выставочные залы (манеж напротив Госдумы) не привлекают десятков тысяч зрителей, как того бы хотелось организаторам.
Но вот, оторвавшись от столичной «актуальной спеси», в Санкт-Петербурге открылась выставка выпускников глазуновской академии. Это, безусловно, яркий пример выхода в свет нашего археологического ископаемого монстра.
Признаюсь.
Я не очень уважаю этого уродливого, одряхлевшего еще полвека назад уродца. Он воцарился в нашей стране в тот момент времени, когда померкли все надежды на свободу творчества. Директивно «назначенный» стиль раздавил своим административным ресурсом весь 1ый Авангард, непонятный и классово чуждый для власти рабочих и крестьян.
Просуществовав 70 лет на должности идеологического лакея, этот зверь серьезно захворал без государственного духовного окормления. И дело даже не в том, что стали плохо кормить, а в самом смысле его существования. Кризис так называемой «реалистической» школы заключается в отсутствии государственной идеи, сиречь мисочки, куда нужно складывать свои мозги и сердца благочестивым профессиональным художникам-академистам.
Если посетить этот выставочный проект, невольно поразишься этому островку упрямой старческой резервации, непонятно как, а главное зачем, существующей в начале XXI столетия. Без указующего идеологического перста, весь этот постсоветский академизм подтух и немного приболел пошлостью и унылой вульгарностью.
Сам Илья Глазунов считает, что современное искусство нужно «запретить и искоренить», о чем он верноподданнически поведал В.Путину на очередном съезде доверенных лиц. Таким поведением, великий маэстро только укрепляет в правильности нашего метафорического сравнения.
Подведем итоги.
Это искусство не имеет никакого отношения к нашему времени. Стилистика устарела, материал скучен и не имеет ни малейшего отношения к нашему времени. Тем не менее, ремесленное умение авторов поражает своим трудолюбием. Приблизительно так же потрясаешься усердию заборостроителей Рублевки или ежедневному бесстыдству депутатов Госдумы.
Вывод.
Этот выставочный проект надо воспринимать как напоминание о себе того самого метафорического монстра из описания выше.
Да, спасибо, мы услышали некогда начальственный рык.
У вас очень симпатичная чешуя.
Как-нибудь еще увидимся.
Не кусайся.

музейное, выставки

Previous post Next post
Up