В 1895 году, И.С.Цеханский строит в Рязани триумфальную арку перед Соборным бульваром. Это было временное сооружение, возведенное в память 800-летия города.
Иконография такой декоративной формы имеет давнюю историю и восходит к возведению архитектором Д.В.Ухтомским Красных Ворот в 1757 году.
н.х.цветная гравюра нач.XIXв
Тогда, в середине XVIII века, такая постройка была призвана показать героическую преемственность русской истории античному времени, укрепить историческое самоощущение. Традиция возведения триумфальных ворот в XVIII веке была тесно связана с театральными постановками во время празднования.
Так, например, по свидетельству коронационного альбома императрицы Елизаветы, во время торжественного шествия, около триумфальных арок делались остановки с фейерверками и короткими аллегорическими постановками. Таким образом, эта архитектурная форма становится центром массового праздника, а зодчий, которому поручалось проектирование получал статус не ниже главного архитектора города. Примером могут служить биографии Д.В.Ухтомского, упомянутого выше, а также его предшественника И.Я.Бланка и его сына К.И.Бланка, оформлявшего Москву к коронации Екатерины II.
Триумфальные ворота к коронации Екатерины II архитектора К.И.Бланка. Гравюра по рисунку М.И.Махаева. 1763
Архитектурный проект И.С. Цеханского восходит скорее к конструкции Д.Ухтомского, нежели к Триумфальным Воротам К.И.Бланка, которые имели криволинейный фасадный изгиб и более массивные у основания опорные элементы (базы колонн). Рязанская Триумфальная Арка была легка у основания имела более ровные и прямые очертания архитектурного объема.
Неорусский или эклектический стиль принято считать предтечей модерна. При более же пристальном рассмотрении, мы можем обратить внимание , что псевдоклассицистические приемы в архитектуре и прикладном искусстве будут сопутствовать русскому искусству вплоть до эпохи конструктивизма.
Также, сразу же отринем пренебрежительное отношение к этому направлению в зодчестве, начавшееся с момента строительства Храма Христа Спасителя и имевшая скорее экономические предпосылки нежели серьезные художественно-критические основания.
Появление неорусского направления в русском искусстве рубежа XIX-XX веков было связано с подъемом идей государственности, патриотизма и религиозного самосознания, что, в свою очередь диктовало величие форм и дидактичность образного языка зодчества. Появившись во второй половине XIX века, эта стилистика быстро завоевала уважение в высших кругах тогдашнего эстаблишмента.
Неорусский стиль предполагал не только имитационное копирование внешних форм, но и воссоздание смысловых аллегорий и метафор. И следующей постройкой, продолжающей архитектурную тему «исследования истории» может служить колокольня Иоанно-Богословского монастыря в с.Пощупово.
Эта колокольня имеет отдаленное подобие колокольне московского Новодевичьего монастыря. Скорее всего, И.С.Цеханский руководствовался пропорциональным изяществом формы и некоторыми декоративными формами, которые мы рассмотрим ниже.
Колокольня Новодевичего монастыря всегда была эталонной постройкой архитекторов московского барокко. Четкий абрис ярусной конструкции и белокаменный декор на красном фоне стены являются своеобразной характеристикой этого явления в русском искусстве. При ближайшем рассмотрении, мы можем заметить схожесть в рядных восьмериках, декорированных колоннами по углам в колокольнях Новодевичего и Иоанна-Богословского монастырей. Плоский белокаменный декоративный мотив изящно интерпретирует схожий прием московского барокко.
Такого рода «перекрестные ссылки» характерны для конца XIX - начала XX вв. Тогда, считалось, что только имея перед глазами признанный архитектурный образец минувшего времени можно создать нечто новое в художественной стилистике. Принцип качества работы зодчего строился на его умении интерпретировать историческое наследие. И на примере колокольни Иоанно-Богословского монастыря в с.Пощупово , мы можем с уверенностью сказать, что для своего времени задача была выполнена на уровне лучших построек этого времени.