Как подготовить ребенка к атаке из Интернета

Dec 05, 2017 23:27



- Мама запрещает мне пользоваться социальными сетями, поэтому я поставила приложение «В Контакте» у себя на телефоне. Мама про него не знает. (Катя, 7 лет).

Современные иллюзии родителей, что можно самостоятельно защитить ребенка в наш век от атак цифрового мира, выглядят так же наивно, как слова мальчика 3 лет идущего с мамой: «Мама, я тебя защищаю. Смотри, какой я сильный». Цифровой мир, как океан, хлынул в нашу жизнь. Что перспективнее, в плане защиты от океана: пытаться строить стены вокруг детей или учить их плавать? Не на своем компьютере, так у приятеля или подруги; не на их компьютере, значит на «умном телевизоре»; не на нем, так в мультимедийной системе самолета. Рано или поздно, но цифровой мир внезапно «ударит» - насколько ваш ребенок сможет держать удар - зависит от вас.

ЧЕМУ НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ?

1. ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПЕДОФИЛОВ
Нужно просто честно объяснить, кто это такие и как они действуют. Фразы «это нехорошие дяди, из-за которых ты можешь попасть в беду» работали, пока ребенок ходил с вами, держась за руку. Пора поговорить серьезно, иначе это только разрушит ваш авторитет.

2. САМОСТОЯТЕЛЬНО ЧУВСТВОВАТЬ PRIVAT-ЗОНУ
Что можно выкладывать в сеть, а что нет? Откуда ребенку узнать об этом, как не от вас. Установка границ приват-зоны позволит ему быстрее ощущать ее внутренне (уже самостоятельно). Классическая приват-зона включает в себя: семейные отношения, вещи и предметы других членов семьи, персональные данные (адреса, телефоны, когда никого нет дома, маршруты перемещений, места работы родителей, любые документы), информацию о дорогих предметах и ценностях дома, охранных сигнализациях, планах отъезда на длительное время.

3. ПРОТИВОСТОЯТЬ МОШЕННИКАМ И БАНДИТАМ
Расскажите детям о классических приемах мошенников - выдавать себя за друзей, родителей, знакомых. Их главных сказочках: родители тяжело заболели/умирают, друзья попали в катастрофу и т.п. А также основных их просьбах: перевести деньги на счет, пополнить баланс чужого номера, набрать на телефоне определенные коды или сообщить коды из пришедших SMS. Часто мошенники настойчиво пытаются выманить данные PRIVAT-зоны. Объясните ребенку, что мошенники могут выбрать время, когда телефоны родителей действительно недоступны - и паниковать не следует. Расскажите ему о классическом приеме аутентификации - спросить то, что не могут знать посторонние. А еще лучше договоритесь о внутрисемейном пароле.

4. БОРЬБЕ С ВИРУСАМИ И ФИШИНГОМ
Не кликать по красивым баннерам «поиграй/подарок/жми» в интернете, чтобы не загрузить вирус или не списались деньги со счета. Внимательно читать предупреждения телефона «вы уверены…». Не открывать никакие файлы, пришедшие по почте от незнакомых, а от знакомых - только после проверки антивирусом. Не вводить ни в какие формы номер своего телефона, пароли и PIN-коды. Придумывать сложные пароли и периодически их менять.

5. ОЦЕНИВАТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ СВОИХ ПУБЛИКАЦИЙ И КОММЕНТАРИЕВ (САМОЦЕНЗУРЕ)
Злые шутки про учителей, одноклассников, друзей, братьев или сестер - то, на чем чаще всего «режутся» начинающие пользователи социальных сетей. Кажущаяся свобода кружит голову и последствия не всегда просчитываются. Расскажите детям, что может последовать за этим (презрение одноклассников и учителей, потеря друзей, сетевая травля и т.п.). Зная о возможных последствиях ребенок будет осмотрительнее с сомнительным контентом.

6. РАБОТАТЬ С ФОТОГРАФИЯМИ
Объясните ребенку, что сомнительные фотографии (свои и чужие) отправлять кому-либо и выкладывать в сеть нельзя - иначе они обернуться против него самого. К таким фотографиям относятся те, где человек выглядит глупо, неприятно, пошло. В качестве тренировки самоцензуры, предложите ребенку представить, что публикуемое фото повесят на стенде в школе на неделю. Будет ли приятно (как минимум не обидно) изображенным на нем? А фотографии по просьбам из сети (сфотографируйся так, сфотографируй то) делать не следует никогда.

7. ОТРАЖАТЬ КИБЕРБУЛЛИНГ
Сетевая травля - довольно опасный фактор, с которым в той или иной степени обязательно сталкивается каждый ребенок в сети. Расскажите о нем заранее. О том, что не следует воспринимать комментарии и сетевую переписку близко к сердцу. Даже под самым классным контентом кто-то обязательно будет писать гадости. Есть завистливые, злые и, наконец, просто больные люди. К ним нужно относиться с пониманием и не вступать с ними в диалоги. А тех, кто не может успокоиться - успокаивать баном. Мой сетевой уголок - мои правила.

8. ПРОТИВОСТОЯТЬ ШАНТАЖУ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ДАВЛЕНИЮ
Объясните ребенку, что всегда поможете ему в трудной ситуации. Хотя бы советом. Как бы ему ни было неприятно или страшно признаваться Вам в совершенном проступке или глупости - поощряйте его честно признаваться. Научите ребенка двум простым формулам: «человек, опустившийся до шантажа или угроз - теряет право что-либо просить и требовать - он уже не получит ничего», «угрозы и шантаж от которых становится страшно - вне закона». Такая ситуация - повод немедленно проконсультироваться с вами.

9. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И КРЕАТИВНОСТИ
Вы не должны становится «главным редактором» контента ребенка. Ваша задача - тренерская. Почаще спрашивайте «А как ты сам думаешь?», «Почему ты так считаешь?», «Какие у тебя есть идеи?», «Как это можно сделать лучше?», «Что можно полезного почерпнуть из этого негативного комментария?», «Как ты думаешь, эта похвала заслуженна?» и т.д.

Удачи и быстрейшего сетевого роста вашего юного воина!

Чтиво, Энциклопедия юных сурков, Публицистика, Жизнь, 23век

Previous post Next post
Up