Pokemon Go, как ни странно, отнюдь не технологический прорыв и не новое слово в игровой индустрии, как поспешили написать многие издания. В это сложно поверить, но взорвавшая весь мир игра основана на разработках почти 5-летней давности и даже старше, которые в свое время не выстрелили по причинам отсутствия игровой составляющей или организационных проблем.
Поиски чего-либо на местности, как игра, разумеется, уходит своими корнями уж совсем в далекое прошлое. В каждой стране дети играли в что-то подобное. В СССР, например, в 60-х годах это называлось «секретики». Позже за тайниками, которые нужно найти, закрепилось название «клады». Но первое подключение к этой забаве GPS официально состоялось в 2000 году в США, после официальной отмены «загрубления» сигналов геолокационных спутников. Игра/движение Геокэшинг (Geocaching) захватила тогда многих. Координаты кладов, которые можно было найти, в интернете публиковались сотнями. Но, несмотря на дальнейшее развитие темы: табели о рангах, собственная социальная сеть и, внимание, приложения для смартфонов, массовой игра так и не стала из-за тех самых организационных проблем. Клад невозможно было создать в людном проходном месте, его нужно было защищать от дождя, снега, солнца, морозов. Клад могли банально уничтожить/украсть. Вообще, само то, что клад нужно было создавать физически, уже создавало огромные трудности. Кроме того, само нахождение клада зачастую не вызывало ощущение обладания чем-то интересным. В самом деле, идти куда-то в поля - пролазать там несколько часов, чтобы найти жестяную коробку, набитую разным хламом для того, чтобы забрать оттуда сломанную сережку, положив свой носок - на это был не каждый способен.
Дополненная реальность (augmented reality, AR), конечно, тоже далеко не новость. Мы помним и просмотр улиц с дополненной реальностью (где кафе, где скидки, где друзья) от той же Google и около десятка подобных приложений для смартфонов. Через их «виртуальную призму» можно было смотреть на достопримечательности, наблюдая их в разрезе или по этапам строительства. Можно было выращивать вокруг виртуальные фантастические цветы, поместить в свою комнату дракона, наложить на лицо различные образы-маски и многое другое. Да что там говорить, пока крейсер «Аврора» был на ремонте, набережная была изрисована QR-кодами, по которым можно было скачать приложение и посмотреть через него на то, как «Аврора» спокойно стоит на своем месте. А уж звездное небо на смартфоне ночью не разглядывал только ленивый.
Вы не поверите, но в 2014 году даже появилось приложение SpecTrek, которое было основано на ловле виртуальных призраков, стимулирующее пользователей к пробежкам по паркам. Виртуальных призраков (видимых на местности через приложение) необходимо было догнать и поймать. Бегать по паркам (читай заниматься спортом) желающих оказалось немного и массовой игра так и не стала.
Тем не менее, Pokemon Go, безусловно, новое слово в маркетинге. Маркетологи игры совместили не один, не два, а сразу несколько успешных бизнес-приемов:
1. Выбор персонажей. Покемоны популярны (или не вызывают отвращения) практически во всех странах. Одинаково хорошо воспринимаются и «мальчиками», и «девочками». Не требуют вложений в изначальное придумывание персонажей, их разработку с нуля.
2. Ориентирование на Японию. Уж кто, как не японцы, обладают таким количеством гаджетов и ездят по всему миру. Выбор именно «японских» персонажей игры теперь не оставит Google без доходов.
3. Возрождение из пепла провальных проектов. Вспомним, что дополненной реальностью промышляли некоторые провалившиеся проекты Google. Уже упоминавшийся просмотр улиц, например. Или очки Google Glass. Эти очки теперь просто супер удобны для ловли покемонов, и, скорее всего, следует ожидать новый рост их продаж.
4. Эффект ограниченности. Запуск игры по разным странам постепенно вызывает известный эффект «ребенка в магазине», когда игрушку хочется, а нельзя, что вызывает еще больший ажиотаж.
5. Быстрое вовлечение в игру. Есть предположение, что как только пользователь устанавливает себе приложение, рядом (где бы пользователь ни был) автоматически возникает покемон, т.к. первоначальные долгие и безрезультатные поиски будут вызывать отторжение такой игры.
6. Прикрытие заботой о здоровье. Довольно забавно наблюдать, как маркетологи Google с умным видом говорят о том, что они придумали свою игру в том числе, чтобы бороться с гиподинамией пользователей. А некоторые обзорщики это с умным видом повторяют. Игра, безусловно. помогает бороться гиподинамией, но чтобы он стоял на повестке дня, при разработке… Не смешите моего Пикачу.
7. Противодействие со стороны властей. Запретный плод, как известно сладок. Просчитанные скандалы Покемоны против Власти играют игре на руку. Виртуальный клад в виде покемона не требуется создавать физически - он вполне может возникнуть (случайно или по умыслу) и на военной базе, и в секретной лаборатории. Дебилов, которые захотят его там сфотографировать, в любой стране достаточно, и конфликты с Властью неизбежны, а скандал, как известно, лучшая реклама.
Ну и раз уж мы об этом заговорили. Преследует ли Pokemon Go какие-либо скрытые коммерческие, неблаговидные и т.п. цели? Например, не попытка ли это собрать для Google-карт недостающие фрагменты «белых пятен» Земли? Или, того хлеще, не военная ли это разведывательная операция по всему миру? Кстати, респект, создателям мультсериала «Южный парк», которые за несколько лет до игры предположили такую возможность (захват мира с помощью игрушек) в серии про «чинпокамонов».
В наш век пара и электричества вполне возможны практически любые предположения. Не стоит спешить объявлять людей, которые высказывают некоторые опасения, параноиками. Даже если игра и выпускалась на рынок, как совершенно «безвредная» - далеко не факт, что позже она не может быть использована в мягко говоря сомнительных целях позднее.
Например, фитнес-браслеты - чего, казалось бы безобиднее. Однако одна из компаний-производителей широко опубликовала статистику биоритмов своих пользователей во время землетрясения в Калифорнии. Сколько человек проснулись, сколько не смогли заснуть, сколько стали испытывать тревогу и т.п. Это были обезличенные данные - закон не был нарушен, но факт налицо. Данными воспользовались маркетологи для пиара, а далее журналисты для инфоповода, хотя такое использование носителями браслетов никак не предполагалось.
Обычный магнитик на спице велосипеда, проходя мимо датчика на вилке (простейший датчик, фиксирующий факт) позволяет велокомпьютеру определять множество параметров: пройденное расстояние, мнгновенную/среднюю/максимальную скорость, время в пути и т.д.
Pokemon Go же имеет множество «датчиков» и позволяет собирать огромное количество информации. А как известно, кто владеет информацией - владеет миром. Даже само отсутствие информации - это уже информация. Допустим, покемон случайно возникает на секретном военном объекте. Разумеется, всех желающих его поймать будут отгонять, но очень долго не пойманный покемон на одном месте, с бродящими вокруг охотниками - это повод задуматься, а что это тут за аномальная закрытая для них зона?
Но есть и еще кое-что. Недавно «Сбербанк» заключил с Google договора на привлечение покемонов (читай пользователей игры) в свои отделения. И вот это уже серьезно.
Возможность централизованно перемещать массы людей - вы не видите в этом ничего опасного? При должной популярности игры можно серьезно влиять на экономику. Например, сделать в одной из стран мира повышенную концентрацию покемонов, тем самым увеличив туризм туда в несколько раз. Или помещать покемонов в магазины только своей торговой сети, выдавливая конкурентов с рынка. Можно сгенерировать кучу покемонов в поле за 10 километров от города и сорвать какое-то мероприятие. Можно много чего, подсадив на игру достаточное количество людей.
Можно даже устроить революцию в небольшой стране. На антиправительственный митинг пришло мало народу - сгенерируем здесь побольше покемонов - люди будут подтягиваться. Правительство ввело комендантский час - выпустим на улицу самых лакомых покемонов, чтобы провоцировать столкновения и недовольство граждан. Поместим покемонов к президентскому дворцу, подходы к которому охраняет гвардия. чтобы там набралась критическая масса недовольных. Фантастический, но вполне себе возможный сценарий.
И, конечно, нужно понимать, что Pokemon Go за вами следит. И это тоже не паранойя. Серверу игры нужно знать где вы, чтобы показывать находящихся рядом покемонов. Таким образом известно ваше местонахождение, ваши маршруты передвижения во время игры, ваши друзья-«противники» и т.п. На основе этой информации можно так же делать массу интересных выводов. О вашем местожительстве, месте работы, состоянии вашего здоровья (с какой скоростью вы перемещаетесь пешком) и т.д. Некоторые из этих данных Google и так иногда получает (если у вас включено геопозиционирование), но тут на постоянной основе и регулярно. Будут ли эти данные использованы вам во вред? Скорее всего нет, но гарантировать это невозможно.
Так Go в покемонов, или не Go?
По совокупности, рекомендовать увлекаться данной игрой, наверное, не стоит. Слишком уж действенные рычаги управления собой мы отдаем корпорации-производителю, погружаясь в эту дополненную реальность. Ну а если все-таки стали играть - постарайтесь не делать из этого цель жизни и помните, что ваш виртуальный мир сейчас неразрывно связан с вашим реальным миром. Берегите их оба!
По материалам сайта
23vek.ru Видеостудия Niko PRESS - видеосъемка свадеб и других мероприятий в Санкт-Петербурге:
http://npvideo.ruЛоготипы, визитки, фирменные бланки, фирменный стиль:
http://niko.pressАлексей Николаев - ведущий на свадьбу в Санкт-Петербурге:
http://svadba.pressЦентр "23 век". Мы вас продадим. Дорого. Тренинги, курсы, экскурсии:
http://23vek.ruКнига "Мобильная связь на пути к 6G":
http://xxiii.ru В Контакте:
Видеостудия Niko PRESS
https://vk.com/npvideoДизайн-студия Niko PRESS
https://vk.com/nikopressВедущий Алексей Николаев
https://vk.com/id136662Центр "23 век"
https://vk.com/xxiiivek Еще в сети:
Фейсбук:
https://www.facebook.com/profile.php?id=100009016718816Инстаграмм:
https://www.instagram.com/23vek.ruЖЖ:
http://niktl.livejournal.comLi:
https://www.linkedin.com/in/niktl