ЧП на трассе Оренбург-Орск 2-3 января

Jan 12, 2016 02:30

Новости не читаю и не смотрю. Все важные и срочные новости мне сообщают друзья и коллеги. Возникающие задержка и потеря информации, как правило, некритичны.

Из рассказанного сегодня дайджеста меня заинтересовало ЧП на трассе Оренбург-Орск 2-3 января.

Кто не в курсе, чтобы вам не рыться - примерная картина событий: вечером 2 января из-за сильной метели было парализовано движение на трассе. «Пробка» растянулась на 37 км. Начиналась она примерно в 50 км. от Орска. Заложниками стихии стали около 70 человек, в том числе женщины и дети. Люди грелись в машинах. Постепенно кончался бензин - ходили греться к соседям, забивались по 5-6 человек в машину, чтобы было теплее. По новостям прошел репортаж о выдвинувшихся к месту ЧП службах МЧС, снегоходах, развернутых пунктах обогрева, специализированной технике и «контроле ситуации». Однако, по словам очевидцев, спасением людей занимались пара старых тракторов, автобус ПАЗик и наряд пожарных и наряд полиции с ближайшего населенного пункта. По неподтвержденной информации (со ссылкой на диспетчера пожарных) наряд, выдвинувшийся на помощь застрял в сугробах сам, и смог пробиться к месту событий только наутро, фактически просидев в сугробах всю ночь. Диспетчеры служб 112 и 01 по телефону уверяли терпящих бедствие (с их слов), что помощь в пути и нужно подождать еще чуть-чуть. Однако ее все не было. Многие машины замело снегом по стекла. Пожарные были вынуждены в некоторых случаях бить боковые, чтобы вытащить людей и посадить в ПАЗик. Отсутствовала организация движения машин «на ходу». Машины из сугробов выталкивали беспорядочно, не выстраивали в колонну вслед за трактором, не следили за ее движением. В результате вновь возникли заторы из-за забуксовавших водителей.

В итоге: некоторые пострадавшие ждали помощи 16 часов. Несколько десятков человек получили обморожения различной степени тяжести. Один человек погиб. Тут скорее фатальное невезение - его одного отбросило от группы порывом ветра, и его не смогли найти в снегу.

Выдержки из практически всюду цитируемых комментариев спасенных:

Встали мы на дороге в 20:00 02.01.16, звонить начали примерно мин через 15 в службу спасения, звонили, звонили, звонили, звонилиииии... В ответ - обещали, обещали, обещали, обещали, подождите 20 мин, подождите 40 минут, опять 20 и снова 40, и так мы просидели 16 ЧАСОВ, 16 ВЕЧНЫХ, СТРАШНЫХ, ОЖИДАЕМЫХ ЧАСОВ

Пусть МЧС будет стыдно за то, что чуть не похоронили троих в этой машине. Мы просили, мы умоляли о помощи, но никто к нам так и не приехал. Нас просто успокаивали, что вот-вот они приедут и вытащат нас. Мы просидели сутки в машине. Жгли всё, что только горело, наверное, поэтому и выжили.

Некоторые жгли в машине все, что могли, у бабушки случился инсульт. Смотришь как заносят в машину пострадавших людей, детей - и мурашки по телу, считаешь часы, минуты, секунды, смотришь то и дело на часы, дисплей с расходом бензина и в маааааленькую щель в окошке на угасающие огоньки «авариек» впередистоящих машин.

Многие водители стали звонить в МЧС и в полицию, как только застряли. Но повезло немногим: сразу спасли только пару человек. Большинству же пришлось ждать помощи 15 часов, некоторые просидели в машине сутки. За это время автомобили занесло снегом практически полностью. В результате происшествия погиб как минимум один человек, 12 были госпитализированы, у многих обморожения.

Было много и других комментариев. Возмущались отсутствием современной техники. Враньем по телевизору. Один из пострадавших даже записал видеообращение Президенту, чтобы тот принял меры. Разгорелся нешуточный спор между теми, кто считал, что «виноваты сами, что поперлись в штормовое предупреждение» и теми, кто был обеспокоен, за что он тогда платит налоги.

Что поразило в этой новости меня? Как ни странно, практически все.

Первое. Это халатность водителей галактических размеров (с них спрос, как с «капитанов корабля»), которые отправляются в дорогу зимой(!) по степи(!) на почти 300 км(!) в предверии снегопада(!) в лакированных ботинках и такими же пассажирами. «У нас была одна теплая куртка в машине на четверых» - цитирую одного из них. Понятно, что такая дорога требовала не только элементарной подготовки (теплая одежда у всех, лопата, трос, фонарь, полная заправка), но и более серьезной (топор, дополнительная канистра бензина, одеяло/спальный мешок, сухое горючее, запас еды и питья). Понятно, что уютная капсула за многие лета вызывает снижение бдительности, но лучше уж одергивать себя самостоятельно, чем получать пощечины от природы.

Второе. Удивительная волшебная сказка в головах некоторых пострадавших: я заехал в степь на сотню километров в «медвежьем углу», меня замело снегом, я набрал волшебный телефон МЧС, и ко мне, как к рядовому Райну, рванули танки, вертолеты, подводные лодки меня спасать. Нет, если бы такое было, то было бы здорово. Было бы здорово в каждом поселке на два дома построить больницу, пожарную часть и полицейский участок. Городским жителям довольно трудно понять, как может «скорая» ехать два часа. Я в таком «медвежьем углу» провел все детство. Волосовский район - на весь район 7 машин "скорой" (сейчас 5). Звонишь, "скорая" на выезде, ей нужно привезти больного, а потом ехать к тебе - два часа жди. Часто туда даже не звонили - чтобы не беспокоить лишний раз - везли больных своими силами. Пожарные приезжали не раньше, чем через час, милиция тоже. Федеральные трассы чистили от снега, а отворот к нам в деревню нет. До трассы пробивались своими силами. Своими тракторами. Причем, если пожаловаться на это вот этому же городскому жителю - он не поймет, а что не так. Ну да - не построишь же везде больницы, не прочистишь каждую дорожку. А вот силы МЧС для него должны стоять на каждом повороте. Я не оправдываю в данном случае МЧС, но "медвежий угол" - есть "медвежий угол".

Третье. Отсутствие второй волны помощи от МЧС. Вот это тоже поразительно. Допустим, что в первые часы действительно кроме пожарных и полиции отправить было некого (то что в МЧС не идеально все работает, многое развалено и т.п. меня, как вы понимаете, не поражает). Повезло, что и они-то еще были. Но, когда через несколько часов стало понятно, что дело пахнет керосином и 37 км. «автоколбасы» один трактор не откопает, пожарные завязли в снегу, а ПАЗик всех не вместит, уже должен был отправится в путь хоть кто-то из передовых отрядов. В конце концов можно было бы «нечестно» даже привлечь военных. Скорее всего сказалось 2 января - еще мало кто что соображал. Или пора уже самому признать совсем страшное, что не придет уже никто и никогда (см. далее).

Четвертое. Удивительно стойкая вера в государство. Она - самое поразительное в этой истории. Все знают проблемы нашего государства: коррупция, повсеместный бардак, безнаказанность. И вот люди понимают, что их обманывают диспетчеры, что бензин кончается, телефоны «садятся», но все-равно верят и ждут. Помню в одной из передач «Куклы» был такой эпизод, когда Горбачев застревает в лифте и начинает общаться с диспетчером:

- Диспетчер! Ну ты же обещал, диспетчер, что вместе с перестройкой нашего лифта, он станет лучше. Он перестанет ломаться. Ты обещал, что мы станем меньше тратить на его обслуживание, а качество достигнет своего максимума.  (Прошло 8 часов) Ты же обещал расширить и углубить шахту, чтобы мы стали жить по-западному. Ты же, помнишь, диспетчер... диспетчер... диспетчер... (лифт приходит в движение) ВЕРУЮ!

Я не издеваюсь над пострадавшими, я пытаюсь донести вам свои мысли картинками. Я думаю, а можно ли вообще достичь у нас в стране такого самосознания, что «никто не придет». Сознания Робинзонов - людей, рассчитывающих только на свои силы. На вопрос, а зачем тогда нужно государство, могу ответить еще одной картинкой.

Допустим вы заняли своему знакомому крупную сумму денег, а он ее вам не отдает. Избегает встреч с вами, при встрече что-то мямлит и сбегает. А вы на эти деньги рассчитывали, и они вам нужны позарез прямо сейчас. Что вы будете делать? Взяли вы его за грудки - он говорит, нет денег. Ну, нет. А деньги нужны. Ну будете как-то сами решать вопрос, не рассчитывая уже на знакомого. Да это подло, это мошенничество и т.д. Но от этого факта ничего не меняется - вам сейчас самому придется решать возникшую проблему с деньгами.

Государственная машина проржавела насквозь - нам придется добираться на своих двоих. Чем раньше мы это поймем - тем лучше. Я не говорю перестать требовать, я говорю перестать рассчитывать. Рассматривать в уравнении своей жизни неизвестную «государство», как некую случайную величину, а не большую часть итога. Нужно принять эту горькую таблетку как можно раньше. Да, нам, а скорее всего нашим детям, придется крепко подумать, а что же делать с этим остовом дальше. Но принять реальность необходимо. Когда люди с видом успешного инвестора сидят и умножают/делят/складывают баллы пенсии, мне всегда хочется спросить: «Ты рассчитываешь прожить в России на пенсию? Серьезно?». Пенсионный возраст постоянно повышают. приближая его к черте возраста средней смертности. Формулы пенсии постоянно запутывают, накопительную часть замораживают, но человек сидит и говорит, с улыбкой на лице, мне еще только семь лет до пенсии - выйду отдохну. Вот что с этим делать? Да, я борюсь с этим на своих курсах, которые читаю. Убеждаю, что барин не приедет и не рассудит.

Но мы видим, что люди записывают обращение к НЕМУ и просят принять меры. С большим успехом можно писать во время катастрофы письмо капитану «Титаника», чтобы он принял меры, т.к. в каютах воды по шею. Да, вы заплатили деньги за билет, да пароходная компания должна была обеспечить вашу безопасность - вы займетесь этим вопросом в свое время. Но сейчас нужно выбираться из каюты самому и вытаскивать близких. Вот, что я стараюсь донести. Орлы не прилетят - нужно начать действовать самому.

Пятое. Последняя поразившая меня вещь в этой истории. Посмотрите на кадры с места трагедии. Так там же лесополосы рядом. Причем в поле видна трава, значит до него, как минимум, можно добраться.









Он недалеко. Народ, лес! Защита от ветра, от снега, лес можно ломать на дрова и жечь! И люди обморозились в остывших машинах? Пусть первый удар метели не давал выйти, но через несколько часов мы видим, что люди ходят и видимость есть. Когда стало понятно, что помощи нет, что машина остывает? Они правда бы замерзли насмерть в машинах рядом с лесом?

Помните я как-то вспоминал историю, когда был на Кипре и один русский написал в отзыве про отель, что двуспальные кровати - это две односпальные на ножках и они постоянно разъезжались друг от друга в стороны, поэтому они с женой спали вдвоем на одной кровати, очень недовольны и все такое. Я написал ему, что это позор для соотечественника. Я в первый же день, столкнувшись с такой фигней - пошел в магазин, купил скотч, скрепил соседние ножки между собой и еще раздал остатки знакомым по этажам.

Люди не умеют рубить (ломать) деревья, разжигать костры, выходить и отгребать снеговой порог от двери машины, пока он небольшой, чтобы не попасть в ловушку. У меня даже был проведен соцопрос среди друзей и знакомых на тему нужно ли учить «энциклопедии юных сурков» детей. Мнения разделились примерно 50/50. Половина считала, что в современном мире это не нужно, другая, что обязательно. Один человек. по-моему, отказался отвечать наотрез.

Я не умаляю мужества людей, которые жгли свои документы и чехлы от сидений, которые пытались организовать помощь другим людям. Мысль в другом. Если бы каждый знал основы выживания в чрезвычайных ситуациях, не ждал бы помощи от спасателей, а действовал, можно было бы отделаться меньшей кровью.

Последнее. Букв много - новость зацепила. Спасибо, кто дочитал. Извините, кого обидел.

Прокол, Событие, Россия, ПЦ, Политика, ЧП, Публицистика, Жизнь

Previous post Next post
Up