Мы живём в разнообразных городах, появившихся благодаря стараниям людей и получивших вместе с рождением от своих создателей жизнь, чем-то похожую на человеческую. Городам свойственно, как и их обитателям, рождаться и умирать, тяжело трудиться и беззаботно отдыхать, болеть и снова выздоравливать, и много другое. А ещё их могут связывать родственные узы, как это, например, произошло с Москвой и Юрьевом-Польским, являющимся младшим братом нашей столицы.
Он был основан в 1152 году ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким, как крепость на краю владимирского ополья для защиты рубежей своей земли. Имя основателя легло в основу названия города, а географическое положение дополнило его второй частью, вызывающей, при неправильном произношении ударения, ошибочные ассоциации с Речью Посполитой. Проверить особенности постановки ударения можно найдя в церковно-славянском тексте выражение «скоты польские», которым обозначали крупный рогатый скот. В нём ударение падает именно на последний слог, а в противном случае есть небольшой повод улыбнуться.
Город находится в трёх часах езды на машине от Москвы, на севере Владимирской области. Добраться до него автотранспортом несложно, но нужно заметить, что качество дорог во Владимирской области оставляет желать лучшего. Нам посчастливилось съездить в Юрьев-Польский на один день, с небольшой группой любителей древнерусской архитектуры в конце мая этого года. Ехали по кратчайшей дороге, через Черноголовку, Киржач и Кольчугино. Наибольшей проблемой была пробка, на выезде из Москвы в связи с субботним утром. Однако, это несколько лучше, чем пробка воскресным вечером, после которой нужно успеть прийти в себя до понедельника. По пути сделали небольшую остановку в городе Киржач и посетили Благовещенский монастырь.
1.
Часовня над источником, на берегу речки Киржач.
2.
Благовещенский собор (XVI в.), который осторожно относят к периоду раннемосковской архитектуры. (Всего соборов раннемосковской архитектуры сохранилось четыре, и есть предположение что в Киржаче находится пятый). Сам монастырь был основан прп. Сергием Радонежским, когда он подвизался в этих краях в течении четырёх лет. Сейчас монастырь является женским и находится на стадии восстановления.
Юрьев-Польский встретил нас серым небом с рваными клочьями облаков и периодически срывающимися с них каплями дождя. Погода была не самая благоприятная, но она создавала то тревожное настроение соответствующее древней эпохе, которое помогало, хоть немного, приблизится к ней и лучше почувствовать чувства и дух тех людей, кто строил, например, Георгиевский собор - главную жемчужину города. Собственно, ехать в Юрьев-Польский можно только ради него. Это чудом сохранившийся до наших дней венец творений древнерусских зодчих, завершающий историю домонгольской белокаменной архитектуры на владимирской земле. Построенный в 1230 - 1234 годах князем Святославом Всеволодовичем, он пережил в XV веке сильное обрушение, но в 1471 году был восстановлен русским архитектором В. Д. Ермолиным. Однако прежние пропорции сохранены не были, и собор приобрёл приземистую форму. Чтобы представить его первоначальный облик, можно просто посмотреть на такие храмы как Покрова на Нерли и Дмитровский собор во Владимире, имеющие пропорции, характерные для владимиро-суздальской архитектуры. Но, несмотря на нарушение формы, в нём частично удалось сохранить главное - богатую белокаменную резьбу, покрывающую все стены собора и поражающую количеством интересных деталей и орнаментов, которые можно разглядывать до бесконечности.
3.
4.
5.
Небольшой сохранившийся фрагмент ажурного аркатурно-колончатого пояса с изображениями святых.
6.
Верхняя часть северного портала собора, на которой изображён святой Георгий Победоносец, в непривычном облике - без коня и змееподобной нечисти извивающейся под копытами. Необходимо добавить, что на северной стороне собора наиболее хорошо сохранилась оригинальная белокаменная резьба. На самом портале при тщательном осмотре можно увидеть три небольшие буквы, расположенные вертикально друг над другом, и, по предположениям, являющиеся своеобразным автографом древних зодчих. Спряталась на стенах собора и ещё одна загадка. Тем, кто впервые оказался у его стен, можно проявить внимательность и попытаться найти изображение слоника. Небольшая фигурка существует, хотя в какой-то момент может показаться, что это просто шутка. Слоник действительно похож и тем, кто его найдёт, можно загадать желание. Ну а можно приобрести точно такого слоника в сувенирной лавке в виде магнитика и загадывать желания несколько раз в день, отыскивая его в очередной раз на дверке холодильника.
7.
Восстановленные В. Д. Ермолиным фрагменты стен легко отличить от древних по внешнему виду. Наиболее обновлённой является южная сторона собора. К сожалению, камень тоже не вечен и уникальная белокаменная резьба находится под угрозой исчезновения. Это было хорошо продемонстрировано
в передаче о Георгиевском соборе на канале Культура. Так что, возможно, стоит поторопится, чтобы увидеть это творение древних мастеров, дошедшее до нас через толщу веков. Конечно, реставрация может спасти собор, но не будет ли это "евроремонтом", как получилось с храмом Василия Блаженного...
8.
Некоторые, наиболее ценные элементы внешнего декора собора, помещены в экспозицию, которая находится внутри него.
9.
10.
На потолке собора сохранились росписи, выполненные в начале XIX века крепостным художником.
11.
12.
Георгиевский собор находится рядом с Михаило-Архангельским монастырём.
13.
14.
Башни монастыря остались от укреплений XVI века, а стены были впоследствии перестроены уже без учёта оборонительной функции. Деревянная Георгиевская церковь XVII века.
15.
Вид с колокольни на центр города.
16.
Надвратная церковь Иоанна Богослова (XVII век)
17.
Монастырь и прилегающая территория находятся на месте древнего города и окружены крепостными валами, сохранившимися до наших дней со времён Юрия Долгорукого. Именно на них находилась деревянная крепость, ставшая впоследствии городом. За стенами видны церковь иконы Божьей Матери "Знамение" (1625) и собор Михаила Архангела (конец XVIII века).
18.
Вид с крепостных валов на рыночную площадь. Когда мы приехали, здесь шумел рынок. Потом, прогуливаясь, обнаружили её пустой и несколько замусоренной. Но когда вечером, на обратном пути, эта площадь снова попала в поле зрения, то мы были приятно удивлены её чистотой.
19.
Дальнейший наш путь лежал сначала к комплексу из двух церквей конца XVIII века (Никиты Мученика и Покрова Пресвятой Богородицы), живописно расположившихся на берегу речки Колокши, а потом в посёлок с почти некрасовским названием Небылое. Надо сказать, название оказалось вполне соответствующее. Время, если не остановилось на его улочках, то текло очень медленно, когда мы там оказались.
20.
Так и хочется сказать: "Неизвестный художник. Вождь на пенсии". Он по прежнему смотрит в светлое будущее, но оно, как известно, в таком возрасте выглядит несколько проще и реалистичнее.
21.
Свято-Успенский Косьмин мужской монастырь. Надвратная церковь Николая Чудотворца (1694 г.)
22.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1675 г.)
23.
Церковь Спаса Преображения и монастырские корпуса (1666 - 1675 гг.)
24.
25.
А вот и то самое владимирское ополье - лесостепная зона, отличающаяся от окружающих её лесных территорий. На этом наша небольшая поездка закончилась. Оставалось только преодолеть обратную дорогу до Москвы, которая вполне могла стать таким же уютным тихим провинциальным городом, но судьба распорядилась иначе. Зато когда ритм мегаполиса становится невыносим, всегда остаётся возможность прикоснуться к миру русской старины, величественный сон которой никто не тревожит. Там Вас всегда встретят жизнерадостные владимирские львы, которые видели столетия нелёгкой русской истории и при этом продолжают улыбаться нам.
26.