Как устроен Верхнесвирский шлюз!

Aug 26, 2014 12:01

Сегодня я хочу рассказать о таком потрясающем и интересном гидросооружении, как Верхнесвирский шлюз. Это конечно не Саяно-Шушенская ГЭС, но тоже интересно...

Верхнесвирский шлюз находится на реке Свирь, в районе города Подпорожье. Называется он так, потому что находится выше по течению второго, такого же шлюза, только Нижнесвирского. На этой реке их всего два, что не скажешь например о канале им. Москвы, где количество шлюзов целых 7 штук.

Так как судовая тематика к моей семье приближена очень сильно, я бывал там очень много раз, как на корабле, так и по суше, поэтому постараюсь рассказать очень доступным языком. Добро пожаловать под кат!




1. Сам шлюз был построен в 1951 году, но свою работу начал только в 1952. За один день через него проходит десятки кораблей, опускаются и поднимаются, пустые и груженые, пассажирские и грузовые. Помимо шлюза там располагается ГЭС, которая поддерживает нужный уровень воды в реке Свирь, обеспечиваю тем самым главную функцию - поддержание судопроходности по реке.



2. Также ГЭС входит в каскад Ладожских ГЭС и обеспечивает электричеством Северо-Западный регион. Мощность ГЭС - 160 МВт, среднегодовая выработка - 548 млн кВт·ч. В здании ГЭС установлены 4 турбины, которые вырабатывают ток при сбросе воды в нижний бьеф.



3-4. ГЭС входит в число гидросооружений закрытого, постсоветского типа, где все запрещено и засекречено. Совок остался до сих пор, как с работниками, так и с состоянием самой ГЭС. На мосту стоять запрещено, смотреть запрещено, дышать в сторону ГЭС кстати тоже запрещено...





5-6. Через шлюз проходит дорога в ближайшие поселки и деревни, на другой стороне реки относительно города. На самой ГЭС движение одностороннее, регулируется светофором, по 15 минут в каждую сторону. Местные таксисты пренебрегают этим и каким-то образом разъезжаются на плотине.





В этот раз мне повезло и я попал на шлюзование одного танкера. Он идет на Санкт-Петербург с грузом мазута...
Идет со стороны Онежского озера, с верхнего бьефа, соответственно шлюзуется вниз, в сторону Нижнесвирской ГЭС.

Вообще как происходит шлюзование: судно запрашивает разрешение у диспетчера шлюза на заход в камеру. Если камера занята, то он встает к причальной стенке в ожидании шлюзования, если же очередь большая, то предусмотрен отдельный рейд перед шлюзом, рассчитанный на 10-15 кораблей.

Камера шлюза вмещает в себя в среднем по два корабля на одно шлюзование. В нашем случае судно одно, так как поблизости других не было...

7-8. Если разрешение получено, то судно заходит в камеру шлюза и пришвартовывается в плавучим рымам. Каждый рым обозначен номером. Диспетчер присваивает номера рымов каждому судну, тем самым расставляя их в камере более удобно, с точки зрения столкновения и повреждения при шлюзовании:





9. В данном случае наше судно шлюзуется в нижний бьеф. Нижние ворота закрыты. Судно заходит в шлюз, швартуется и верхние ворота закрываются. На фото закрытые нижние ворота:



10. При шлюзование вода выкачивается из шлюза насосами, либо просто скидывается через турбины.



11-13. Итак, достигнув нижнего уровня воды ворота начинают открываться. В это время судно уже отшвартовывается, благодарит за шлюзование диспетчера, получает разрешение на выход и начинает двигаться.







14. Танкер Волга-Флот 6 выходит из камеры шлюза:



15-18. Перевозит он мазут с Ярославской Нефтебазы. Кстати раньше он был сухогрузом, но 2000 году было переоборудовано в нефтеналивной танкер:









19. На мосту, на котором нельзя стоять и дышать много туристов. Все фотографируют и смотрят:



20. Ну а судно выходит за пределы шлюза и начинает двигаться в сторону Нижнесвирской ГЭС, где судоводителю предстоит тоже самое...



21. Как рассказывал один из самых крутых мужиков своим дамам, что та красная штука это подводная лодка, чтобы исследовать и искать нефть, чтобы загрузиться...

Пришлось его немного огорчить. Это спасательный мотобот. На судах данного типа с опасными грузами практикуется экстренная эвакуация. При пожаре или затоплении судна вся команда (11-12 человек) садится в него, пристегивается, как в самолете, мотобот выстреливает и продолжает работать автономно, двигаясь на маленьком дизельке от места катастрофы к месту спасения:



22. В камере шлюза остался маленький катамаран, который тоже скорее хочет выбраться оттуда:



23-24. На крыше у него свой резиновый мотобот. На прощанье нам машет маленький матрос ;)



25. Шлюз опустел, ждет следующих на очередь шлюзование снизу. Будут их поднимать в верхний бьеф.
Верхние ворота находятся в ужасном состоянии и немного подтекают, но это не опасно...



26. Большие и маленькие корабли уходят каждый по своей дороге, шлюз ждет следующих, ну а мы двигаемся дальше, в сторону Карелии...



А вы бывали когда-нибудь на подобных сооружениях? Скидывайте ссылки на посты в комментарии ;)

Вот такие вот интересные вещи происходят круглыми сутками нон-стоп... В следующем постах расскажу о природе Карелии, о работе паромной переправы, о музее-заповеднике "Верхние Мандроги" и о многом другом ;)

техника, карелия

Previous post Next post
Up