Чиновники Саратовской области при участии меценатов намерены поднять со дна Волги "Саратовский ледокол".
Почему вокруг этого давно затонувшего судна вдруг стало столько шума?
И чем оно так примечательно, что его даже захотели достать из-под воды?
Вот 12 важнейших фактов, которые каждый житель Саратова и области должен знать про этот корабль.
1. "Саратовский ледокол" - это первый ледокол, который появился на Волге.
Не в Саратовской губернии, а вообще на Волге, на всем ее огромном протяжении. Есть мнения, что это был первый ледокол в России и даже первый речной ледокол в мире (!).
2. "Саратовский ледокол" был построен по инициативе Российских железных дорог.
Причиной такого интереса было отсутствие моста между правым и левым берегами Волги. Рязано-Уральская железная дорога (в те времена управляла ж/д хозяйством на территории нынешней Саратовской области) нуждалась в пароме, который бы перевозил вагоны через Волгу. Чтобы делать это зимой, для парома необходимо было прокладывать путь по воде, ломая лед. Для этого железнодорожникам и потребовался собственный ледокол.
3. "Саратовский ледокол" был сооружен в Англии, в Ньюкасле, фирмой "В.Г. Армстронг Митчел & К". Спущен на воду 24 мая 1895 года.
На той же верфи был построен и паром "Саратовская переправа", в паре с которым ледоколу предстояло работать. (Проложенные на палубе парома 4 железнодорожные нитки путей могли вместить 28 вагонов).
4. "Саратовский ледокол" имеет следующие размеры: длина - 40 метров, ширина - 11,5 метров, высота - 15 метров, осадка - 3,4 метра.
Толщина обшивки судна достигает 22 мм.
5. "Саратовский ледокол" выполнен по уникальному проекту.
Две его трубы расположены не друг за другом, как у обычных пароходов, а рядом - на линии, перпендикулярной главной оси корабля. Чтобы корабль успешно выполнял свои функции, его сделали широким. Но понимая, что через систему шлюзов того времени он не пройдет, конструкторы предусмотрели, чтобы его можно было по ситуации разделить на две части (!), от носа до кормы. Каждая часть была оснащена своей трубой. Разделенный на части "Саратовский ледокол" был проведен через шлюзы, а затем снова собран воедино и дальше до Саратова шел своим ходом.
6. "Саратовский ледокол" имел 2 винта и 2 паровые машины мощностью 1400 лошадиных сил.
7. "Саратовский ледокол" начал действовать в Саратове в последние годы XIX века.
Он прибыл к месту назначения 120 лет назад - 9 октября (27 сентября по старому стилю) 1895 года. Работать начал весной 1896-го.
8. Команда ледокола состояла из 50 человек: 25 специалистов палубной команды и 25 - машинного отделения.
9. В годы Великой отечественной войны "Саратовский ледокол" активно использовался для снабжения армии и перевозки людей (включая солдат), в том числе во время Сталинградской битвы.
10. После войны "Саратовский ледокол" был задействован при строительстве старого саратовского моста через Волгу, а также при возведении Волжской ГЭС.
11. "Саратовский ледокол" затонул почти полвека назад - в январе 1968 года.
Это произошло рядом с мостом через Волгу между Саратовом и Энгельсом, у причала Мостоотряда №8. В хорошую погоду очертания судна различимы невооруженным глазом. Существует версия, что причиной стали действия грабителей - многие детали судна выполнены из цветных металлов. Воры якобы попытались снять одну из конструкций, в результате чего образовалась течь, погубившая корабль.
12. Несмотря на почти полсотни лет, проведенных в воде, "Саратовский ледокол" хорошо сохранился и должен выдержать подъем на поверхность.
Однако вернуть корабль в строй плавающих судов и катать на нем публику нереально.
***
Подготовлено по материалам книги В.Цыбина "Саратовский ледокол" - первый ледокол на Волге и публикациям в группе "Саратовский ледокол" в соцсети "ВКонтакте"
http://vk.com/club52592026Фото группы со страницы группы