Мэрами и главами районов можно будет стать, минуя какие бы то ни было выборы, нужно только снискать благосклонность губернатора.
Совет Федерации 28.01.2015 года одобрил Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Нет сомнений, что Путин его подпишет, поскольку поправки, которые вносятся в ФЗ№131, приближают его давнюю "мечту" о введении прямого назначения мэров.
Закон вводит такую же процедуру для назначения мэров и глав районов, которая действует для сити-менеджеров, и назначенный таким способом мэр или глава района будет возглавлять местную администрацию. Поскольку в конкурсную комиссию 50% членов назначает губернатор, то очевидно, что конкурсная комиссия отберет заранее одобренную губернатором кандидатуру, и еще какого-либо "зиц" кандидата (спойлера) для видимости конкуренции.
Кроме того вводится еще и возможность назначения мэра или главы района из состава депутатов, который тоже будет возглавлять местную администрацию. Очевидно, это уже "подарок" для "Единой России".
Хотя вся эта процедура называется в законе "избранием главы муниципального образования представительным органом", эта игра слов никого не должна вводить в заблуждение. Такая процедура на самом деле является утверждением в должности решением коллегиального органа, а избранными на должность в публичных органах власти, считаются только лица, избранные голосованием на выборах (а соответствующие должности являются выборными должностями).
Нет сомнений, что органы власти многих регионов ухватятся за эту возможность, и, воспользовавшись недавно предоставленным им правом устанавливать региональными законами порядок формирования органов местного самоуправления, будут внедрять именно такой способ назначения мэров городов и глав районов.
Также ясно, что целью этого закона является закрыть все возможные "щели", через которые общество может воздействовать на власть, поставить окончательный заслон возможности избираться на должности глав муниципальных образований независимых от нынешней властной "вертикали" людей, таких как Ройзман в Екатеринбурге или Ширшова в Петрозаводске.
Надо отметить, что эти поправки были внесены в законопроект без всякого экспертного или общественного обсуждения в виде поправок в законопроект ко второму чтению.
Поправки не рассылались в субъекты Федерации, на них не были получены отзывы и заключения законодательных собраний субъектов Федерации, что является нарушением Конституции РФ, поскольку установление общих принципов организации местного самоуправления - предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В проекте к первому чтению речь шла только о внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которые вводили запрет на выдвижение кандидатами депутатов, которые были ранее избраны в представительный орган, распущенный за бездеятельность в течении трех месяцев.
Здесь уместно напомнить, что Путин выступил с инициативой о введении назначения губернаторов президентом и назначении глав муниципальных образований губернаторами в 2004 году, после теракта в Беслане. Обосновывалось это необходимостью противостоять угрозам террористических акций. Назначение губернаторов ввели, стыдливо прикрывшись утверждением на должности губернаторов по предложению президента законодательными собраниями. Правда, ни один назначенный губернатор не поймал ни одного террориста.
Однако тогда еще существовала какая-то оппозиция. И фокус с главами муниципальных образований не удался. В первую очередь, благодаря стойкости некоторых тогдашних членов Конституционного Суда, которые достаточно твердо заявили, что это противоречит Конституции РФ. Среди них, конечно, первую скрипку играл Анатолий Яковлевич Слива, который очень много сделал в 90-ые годы, чтобы местное самоуправление в России развивалось. Он был председателем Комитета Государственной по вопросам местного самоуправления в Госдуме первого созыва, и в значительной степени благодаря его настойчивости был принят Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 1995 года и началось формирование выборных органов местного самоуправления.
Противодействие губернаторов и бюрократии было жесточайшим. Совет Федерации дважды отклонял закон.
Затем с приходом Путина началось постепенное, но в высшей степени планомерное и целенаправленное выхолащивание местного самоуправления, и встраивания местного самоуправления во властную путинскую "вертикаль".
Интересно, это - последний "аккорд" в процессе?
Или нам еще предстоит стать свидетелями "похорон" и "погребения"?
Кому интересны детали: в приложенных файлах законопроект, таблица поправок ко второму чтению, и сопоставительная таблица наиболее значительных изменений норм ФЗ.
https://cloud.mail.ru/public/524ec5317c0f/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%9F%D0%BE447241-6.rarИльдар Фасеев
От себя:
Логично. Если смотреть на политику последних годов, отчетливо видно, что мы строим империю с жесткой вертикалью власти. Официально это преподносят под разными соусами. То нужно ужесточить контроль в регионах, то нужна более эффективная модель управления, что бы меньше было коррупции и т.д. И к сожалению, народ слушает и ест. А сейчас на фоне Украины появилась отличная возможность по-быстрому уничтожить местное самоуправление. Все отвлечены и не видят, что происходит внутри. А если будет шум, оправдание уже подготовлено «мы должны сплотиться и не допустить прихода к власти американских и гейроповских шпионов. Сейчас важна целостность государства» и так далее в том же духе. Все, конец демократии и да здравствует новый виток тоталитаризма?
Click to view