По данным Счетной палаты, строительство системы единого вызова экстренных служб в Московской области сопровождается как финансовыми, так и технологическими нарушениями
У Счетной палаты (СП) Подмосковья есть претензии к областным Управлению государственной противопожарной службы (УГПС) МЧС и Министерству госуправления по реализации регионального проекта «Система 112» - единой системы вызова и взаимодействия всех оперативных служб. На эту программу из бюджета в 2014-2015 годах было выделено 251,5 млн рублей, но СП уже насчитала различных нарушений на 152,4 млн. Ревизоры выяснили, что диспетчерские центры принимают работы и оборудование с нарушением процедур, не спешат оформлять их в свою собственность, некоторые ведомства просрочили свою часть работ, есть отклонения от технических заданий. Обнаружены фиктивные работы на 1,8 млн рублей. По итогам ревизии СП вынесла предупреждения об устранении недостатков и возвращении в бюджет неправомерно выплаченных средств и штрафах за сорванные работы. В УГПС признают нарушения и обещают их устранить.
В конце лета 2015 года Счетная палата проверяла, как исполняется программа «Развертывание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112» («Система 112»). Система с июня работает в тестовом режиме, а к 2016 году к ней должны быть подключены службы «01», «02», «03», «04», ЖКХ и «Антитеррор». Ее смысл заключается в том, чтобы жители любой точки Подмосковья смогли вызвать экстренные службы по единому номеру. На создание системы в бюджете Подмосковья было заложено 1,38 млрд рублей.
В 2014-2015 годах Управление по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы Московской области получило на очередной этап программы 251,1 млн рублей. На эти деньги планировали купить и установить оборудование в подразделениях разных служб, а также в районах и городах Московской области, провести ремонт зданий, обучить персонал.
В ходе проверки вскрылись многочисленные нарушения.
- В ходе контрольного мероприятия выявлено нарушений на общую сумму 152,4 млн рублей, - рассказал «Известиям» источник в СП МО. - Сумма ущерба, подлежащая возмещению в бюджет, - 9,7 млн рублей.
По словам источника, 7,9 млн рублей - это неоплаченные подрядчиками штрафы за сорванные сроки работ, а еще 1,8 млн - оплата фиктивных работ по актам, которые подписывал заказчик. Речь идет о капитальном ремонте здания Регионального центра обработки информации в Подольске. По мнению ревизоров, ущерб был причинен из-за отсутствия должного контроля за ремонтом со стороны ГКУ МО «Мособлпожспас».
Главная проблема программы - отставание по срокам. Например, в диспетчерских пунктах Орехово-Зуевского, Дмитровского и Каширского районов установка и наладка систем должна была завершиться еще в декабре 2014 года - феврале 2015-го. Однако работы не завершены до сих пор. Примечательно, что по бумагам всё выглядит идеально: экспертиза специально приглашенного ГКУ МО «Мособлпожспас» показала, что все работы выполнены в полном объеме и в установленные сроки.
В своем отчете СП отмечает, что не только работы не закончены, но даже не разработаны инструкции и нет внятного законодательного статуса для «Системы 112».
«В области не в полном объеме разработаны документы, регулирующие порядок функционирования системы вызова экстренных служб «112», - говорится в отчете.
Проверяющие обнаружили, что участники программы безответственно относятся к госимуществу. Так, для обслуживания «Системы 112» было создано казенное учреждение «Центр 112»: он должен был принять на свой баланс специальное программное обеспечение и оборудование. На момент проверки «Центр 112» не значился собственником активов на 138,1 млн рублей. В «Центре 112» и «Мособлпожспасе» также нашли нарушения законодательства о бухгалтерском учете и в сфере управления и распоряжения госсобственностью.
В Мингосуправления все претензии переадресовали к Управлению противопожарной службы МЧС.
- Мингосуправления занимается методической поддержкой этого проекта, то есть мы денег этих не видели: все вопросы СП были именно к противопожарной службе, - рассказала «Известиям» официальный представитель Подмосковья Полина Давлетшина.
Пожарные, в свою очередь, признают нарушения и говорят, что устранят их.
- Нарушения носят технический, а не коррупционный характер. Главное, что это не отразилось на функционировании всей системы, - рассказал «Известиям» глава противопожарной службы Московской области Николай Вдовин. - Мы достигли договоренностей со Счетной палатой, все нарушения устраним. Проводятся совещания с подрядчиками, в режиме онлайн идут доработки.
По его словам, за время тестирования «Системы 112» были замечены недостатки, которые теперь исправляются. Например, чтобы звонки не уходили в соседние Рязанскую, Калужскую и Тверскую области. Также необходимо установить систему в лесных массивах, чтобы граждане, которые там заблудились, могли вызвать помощь, чтобы можно было вовремя оповещать о лесных пожарах.
По материалам Счетной палаты было возбуждено одно дело об административном правонарушении, а также направлены представления об устранении нарушений руководителям УГПС, «Мособлпожспаса» и ГКУ «Центр 112».
«Систему 112» планировали внедрить в 2014 году. Главная цель ее создания - улучшение взаимодействия экстренных служб при вызовах населения и увеличение оперативности реагирования. Основа системы - центры обработки вызовов (ЦОВ), которые принимают и распределяют звонки в зависимости от типа просьбы, с которой обратился человек. В Московской области признают ее значимость: когда система была еще на стадии проекта, ее создание под личный контроль взял губернатор области Андрей Воробьев. Анонсировали, что, помимо приема и обработки вызовов, операторы «Системы-112» будут обеспечивать психологическую помощь позвонившему, анализировать поступающую информацию о происшествиях, а также дозваниваться до человека, попавшего в беду, в случае внезапного обрыва соединения. Кроме того, операторы «Системы 112» принимают вызовы на пяти иностранных языках. Опытная эксплуатация системы началась 1 июня этого года, и с того момента по 1 сентября на номер 112 позвонило более 2 млн человек.
Источник