ПАРА СЛОВ О ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ РОССИИ 1920-х-нач.1930-х ГОДОВ
АХРР
Группа АХРР (Ассоциация художников революционной России) была организована в 1922 году. В 1928 ее переименовали в АХР - Ассоциация художников революции. Первоначально ее участниками стали бывшие члены Товарищества передвижных художественных выставок».
Целью АХРР, как это излагалось в их декларации, было запечатлеть «величайший момент истории в его революционном порыве». Кроме того,
художники этого объединения стремились сделать искусство доступным простому зрителю той эпохи. Поэтому ахрровцы шли на заводы, в казармы красноармейцев, ездили по стране, наблюдая жизнь в самых отдаленных ее уголках, потом из своих новых работ составляли тематические выставки: «Жизнь и быт рабочих» (1922), «Жизнь и быт Красной Армии» (1923), «Революция, быт и труд» (1924-1925), «Жизнь и быт народов СССР» (1926). В АХРРе состояли такие художники, как И.Бродский, Г.Ряжский, Е.Чепцов, А.Архипов и др., а также знаменитый художник-баталист М.Греков.
К сожалению, во многом именно объединение АХРР, ориентируясь на массового зрителя, не подготовленного к восприятию искусства, способствовало упрощению и обеднению представления о живописи в сознании обычного человека в Советской России.
ОСТ
Группа Общество станковистов (ОСТ) была основана в 1925 году. Она объединила выпускников и студентов первого советского художественного вуза ВХУТЕМАСа. Многие из участников ОСТа впоследствии стали знаменитыми советскими художниками - А.Дейнека, Ю.Пименов, П.Вильямс, С.Лучишкин, А.Тышлер. Среди организаторов ОСТа был и представитель старшего поколения, художник Д.Штеренберг.
Как и ахрровцы, участники ОСТа основной своей задачей ставили сохранение
традиционной станковой картины, но с новым современным содержанием. Любимой темой художников ОСТа стала индустриализация. Именно в превращении аграрной России в новую высоко развитую в промышленном отношении страну, они видели главное достижение советской власти.
Кроме того, остовцы использовали в своем творчестве художественные приемы, связанные с новыми европейскими художественными течениями, такими, как экспрессионизм, футуризм, даже сюрреализм. Монументализм, основные элементы которого (обобщение, фрагментарность пространства и т.п.) стали важной составляющей творчества остовцев, во многом определил пути дальнейшего развития советского искусства.
«4 искусства»
Общество «4 искусства», созданное в 1925 году, объединяло не только живописцев и графиков, его членами были также скульпторы и архитекторы. В него входили в основном мастера старшего поколения, чей художественный стиль сложился еще до революции. Членами «4-х искусств» были К.Петров-Водкин, П.Кузнецов, М.Сарьян, В.Фаворский и другие видные художники.
Члены этой организации, каждый из которых обладал собственным индивидуальным и неординарным художественным стилем, считали своей главной задачей сохранение традиционной живописной культуры в послереволюционной России в целом и художественного стиля каждого отдельного художника в частности.
ОМХ
Общество московских художников (ОМХ) было создано в 1927 году. Оно вновь сплотило единомышленников, которые
прежде состояли в художественном объединении «Бубновый валет», то есть представляли авангард русского предреволюционного искусства.
Наиболее заметными фигурами в ОМХ были П.Кончаловский, И.Машков, А.Лентулов, Р.Фальк, И.Грабарь и др.
В своей декларации художники ОМХ заявляли, что их основной целью является осуществление в творчестве неразрывной связи между художественной выразительностью и идеологической основой искусства.
Художники ОМХ также как и представители прочих творческих объединений этой эпохи активно участвовали в различных мероприятиях, представлявших новое искусство, в частности, на государственных выставках, посвященных 10-й годовщине Октябрьской революции, Красной Армии, а также на «Выставке искусства народов СССР» в 1927 году.
«Октябрь»
В 1928 году в Москве было создано Объединение новых видов художественного труда «Октябрь». Его организаторами и участниками стали не только художники, но также архитекторы, искусствоведы, фотографы, кинематографисты и другие представители творческих профессий.
Основные цели объединения были изложены в его программной декларации, где утверждалось, что цель искусства - «обслуживать пролетариат и идущие за ним массы трудящихся… в области идеологической пропаганды…<и> в области производства и непосредственной организации коллективного быта». Среди учредителей «Октября» были художники А.Дейнека, Г.Клуцис, Д.Моор, архитекторы братья А. и В.Веснины, кинорежиссер С.Эйзенштейн и др. В деятельности объединения участвовал даже Диего Ривера.
Первая программная выставка объединения состоялась в 1930 году в Москве, на ней были показаны произведения живописи, скульптуры, графики, полиграфии. Среди ее участников кроме
основателей были также Эль Лисицкий, А.Родченко, А.Самохвалов, С.Чуйков и др.
Участники «Октября» организовывали многочисленные выставки, тематические (работы на тему «Интернационала» (Ленинград, 1928)), или видовые (выставки фотографии, (Москва, 1930, 1931)). Члены «Октября» часто принимали участие в коллективных выставках художников разных объединений («Вторая передвижная» (1930)). В 1930 году объединение представило в Берлине выставку «На фронте пятилетки».
В 1932 году объединение «Октябрь» прекратило свое существование.