ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

Jun 06, 2018 08:48



ПУШКИН VS РАФАЭЛЬ:
К ВОПРОСУ О МАДОННАХ
Существует версия, что в своем знаменитом стихотворении «Мадонна» Александр Пушкин описывает одну из самых известных «Мадонн» Рафаэля, так называемую «Мадонну Грандука». Но, мне кажется, что те, кто с уверенным видом это утверждает, либо не дочитали пушкинский сонет до конца, либо толком не разглядели картину, потому что произведение, которое описывает поэт, имеет мало общего не только с «Мадонной Грандука», но и в целом среди Мадонн Рафаэля нет ничего полностью подходящего под пушкинское поэтическое описание.
Вот полный текст стихотворения:
Мадонна
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
     Итак, Пушкин описывает картину, которую он мечтает созерцать вечно, следующим образом:

1. На полотне представлены только Богоматерь и Младенец (без ангелов, святых, донаторов и т.д.);
2. Фон картины - светлый («…с холста, как с облаков…»), возможно сияние божественного света («…во славе и лучах»), также на нем должна быть изображена пальма  («пальма Сиона»);
3. Богоматерь изображается с «величием в очах», а Младенец - «с разумом». Для Мадонны это, скорее всего, предполагает изображение в полный рост, поскольку для того чтобы передать соответствующее впечатление от взгляда художник использует также и определенные композиционные приемы.
     «Мадонна Грандука»  действительно представляет Богоматерь и Младенца в одиночестве, при них нет ни ангелов, ни Иоанна Крестителя, ни кого-либо из святых. Мадонна изображена стоящей (хотя и не в полный рост, а поясно), Божественный младенец сидит на руках матери, положив свою левую руску на ее грудь (жест символизирует тесную и душевную и физическую связь между матерью и ребенком). Однако фон картины - однородно
темный, здесь нет ни сияния, ни облаков, ни даже пальмы.
     Но самое главное даже не это, а внутреннее состояние персонажей. Насчет «разума в очах» младенца Христа можно поспорить, на картинах с подобным сюжетом детям всегда придают недетский взгляд, печальный и умудренный божественно полученным жизненным опытом. Но вот во взгляде Богоматери никакого величия нет, а наоборот, только кротость  и материнская любовь, которая направлена на дитя. Впрочем, у Рафаэля, как и у его учителя Перуджино, вообще практически невозможно найти Мадонну с «величием в очах». Подобный образ, скорее свойственен русской иконописи, в частности типу иконы
«Одигитрии» (например, Богоматери Смоленской).
     Вообще, картина, которую Пушкин не описывает, а, скорее рисует в своем воображении, вероятнее всего, сформировалась из его общего представления о Мадоннах эпохи Ренессанса, на которые наложился бесподобно прекрасный образ его молодой супруги - Наталии Гончаровой, истинной Мадонны   Александра Пушкина.

      Пушкин, который сам был отличным рисовальщиком и портретистом-графиком, несколько раз изображал Наталию Гончарову в своих рукописях (точное количество рисунков - 14, с 1830 по 1836 годы). Кстати, стихотворение «Мадонна» было написано как раз в 1830 году.
     Интересно, что и многие современники сравнивали Наталью Николаевну Пушкину именно с образом классической Мадонны. Вот, например, цитата из воспоминаний графини Долли Финкельмон: «…Это очень молодая и очень красивая особа, тонкая, стройная, высокая, - лицо Мадонны, чрезвычайно бледное, с кротким, застенчивым и меланхолическим выражением, - глаза зеленовато-карие, светлые и прозрачные, - взгляд не то чтобы косящий, но неопределенный, - тонкие черты, красивые черные волосы…»

     Так что, как это чаще всего бывает с шедеврами, созданными рукой гения, они отнюдь не приземлено-описательны. И не стоит искать в поэтических строках Пушкина жесткой конкретики, как и не стоит слишком зацикливаться на поисках в чертах Мадонн Рафаэля портретного сходства с римской проституткой Форнариной.
P.S. «Мадонна Грандука» предположительно была написана Рафаэлеи в 1504 году сразу после его переезда из Перуджи во Флоренцию. Первоначально фоном для полотна служило окно, но потом фон стал черным. Неизвестно, закрасил ли его сам Рафаэль, подражая Леонардо да Винчи, либо это сделал кто-то еще позднее.
     Своё нынешнее название «Грандука» картина получила в честь великого герцога Тосканы (Grand Duc) Фердинанда III (по совместительству курфюрста и великого герцога Зальцбурга, а затем Вюрцбурга), который приобрёл её у наследников художника Карло Дольчи. Картина была впервые упомянута в 1799 году, и с того времени она хранится в палаццо Питти.

поэзия, художники, Пушкин, сюжет

Previous post Next post
Up