Алексей Венецианов. Купальщица
Всё-таки, любопытная личность был художник Алексей Венецианов. Вроде человек тихий и даже робкий, из тех, кто старается на рожон не лезть и особо не высовываться, но время от времени выкидывает нечто из ряда вон выходящее.
Алексей Венецианов. Вельможа. Карикатура. 1808
То затеет сатирический журнал издавать, да с такими острыми карикатурами, что его чуть ли не лично император запрещает именным указом. А то вдруг, совершенно неожиданно оставит свои привычные портреты крестьян и изображения сельскохозяйственных работ, и примется за обнаженную натуру.
Речь идёт о его картине «Купальщицы», первой (но не последней ню) в его творчестве. Почему он, человек консервативных взглядов и глубокой веры, вообще взялся за эту тему, так никто и не смог внятно объяснить.
Александр Бенуа полагал, что однажды «Венецианову пришла в голову дикая мысль потягаться с академическими профессорами в изображение голого тела - и тогда, вероятно, к их великому негодованию, он создал, опережая на сей раз Курбе, своих купальщиц, двух жирных баб, раздевшихся под деревьями…»
Бенуа вообще был весьма жЕсток, описывая эту картину:
«…вещь эта, бесспорно, неприятная, уже потому, что не видишь истинной, художественной причины её создания, не видишь, чем мог Венецианов прельститься, так как единственную прелесть, которую могла представить такая сцена - красочные отношения телес к зелени, - он как-то обошел даже, заставив, по-видимому позировать этих женщин не на открытом воздухе, а в тёмной комнате, и затем уже приписав к ним пейзаж. Но новизне и дерзости для того времени замысла это картинка остаётся единственной и весьма замечательной…»
Алексей Венецианов. В бане. Эскиз. кон.1820-х-нач.1830-х гг.
Алексей Венецианов. Купальщица. Расчесывание волос. нач.1830-х гг.
Здесь знаменитый критик несколько погрешил против истины, поскольку Венецианов благополучно продолжил писать обнаженную натуру в разных вариациях. И я сильно подозреваю, что такие картины без труда находили своих покупателей, что для художника, который вечно нуждался в деньгах, поскольку доходы от имения не покрывали расходов на его художественную школу для талантливых крестьянских детей, было весьма существенно.
Несмотря на то, что «Купальщицы» Венецианова, как справедливо заметил Бенуа, вещь новаторская и непохожая ни на одну из современных ему работ подобного рода, этих новаций никто на самом деле не заметил. Но при этом картину купила Академия и за довольно приличную сумму в 700 рублей. В документах о покупке фигурировало пояснение: «по уважению достоинств сего произведения, состоящих естественности колорита и приятностей живописи».
Некоторые исследователи пытаются объяснить появление серии ню в творчестве Венецианова его честолюбивым желанием доказать, что он дескать, умеет писать обнаженную натуру ничуть выпускников Академии. Но вряд ли это было так на самом деле. Венецианов никогда не пытался кому-то что-то доказать, не такой это был человек.
«Купальщицы» - самая первая попытка Венецианова проявить себя в новой для него области живописи, и при этом выполнить работу на привычном материале, поскольку позировали ему не профессиональные натурщицы, а его же собственные крестьянки. То есть новаторство заключалось а том, что художник не стал оправдывать наготу привычным для искусства того времени способом - вписывая ее в античный сюжет. Ну, по крайней мере в части своих подобных работ. Может, потому эстету Бенуа и показалась эта работа отвратительной, ведь Венецианов не стал приукрашивать ни мощные, отнюдь не модельные формы его натурщиц, ни их огрубевшие от физической работы руки, ни крупные ступни ног, привычные к ходьбе босиком. Он даже запечатлел смущенную улыбку одной из героинь (вроде бы ее звали Маша), явно непривыкшей к подобной ситуации.
Алексей Венецианов. Вакханка. ок.1832
Позднее в течение следующего десятилетия Венецианов создаст целую серию подобных работ, помимо «Купальщицы», в нее входят «Расчесывание волос», «Баня», «Купающиеся женщины», «Вакханка идущая», «Вакханка лежащая», «Вакханка с чашей», «Вакханка с фруктами на голове», «Две женщины, вышедшие из купальни, в натуру». И даже самой последней, предсмертной его картиной будет «Туалет Дианы (Балерина)», которая останется незавершенной.
Алексей Венецианов. Туалет Дианы. Балерина. 1847
В общем, понравилась ему эта тема.