Часть 8. Ряженые
Если на Святки какая-то местность оказывалась более-менее благополучной по части шалостей нечистой силы, то этот недостаток могли с лихвой восполнить и люди - ряженые.
Переодевание в другое существо, попытка спрятать свое лицо под личиной зверя или нечистой силы имело в дни Святок вполне практический смысл: в одежде, вывернутой наизнанку, с лицом, скрытым под маской, испачканным углем или краской, нечистая сила не могда узнать человека, и, стало быть, навредить ему. С другой стороны, скрываясь под непривычным обликом, человек и сам уподоблялся нечистой силе, а, значит, человеческие нормы и правила на него уже не распрстранялись, и он мог хулиганить и безобразничать в свое удовольствие, оставаясь при этом безнаказанным (Кто тещу в прорубь столкнул? Ясное дело - шуликуны!) Кроме того считалось, если, будучи не узнанным, затесаться среди настоящих чертей и прочей нечисти, то можно узнать свое будущее или выведать какую-нибудь вважную тайну, например, где скрыт клад.
В разных местностях были свои излюбленные образы для переодевания. На Псковщине, например, кто-то обязательно обряжался в медведя, и в таком облике представлял, как бабы по воду ходят, или же девки в зеркало смотрятся, а детишки воруют чужой горох. Другим популярным персонажем у ряженых был журавль. Чтобы изобразить его парень накидывал на себя шубу, вывернутую мехом наружу (обычно мех носили внутрь, для тепла), а в один из рукавов продевал длинную палку с крючком-клювом на конце. Парень, изображавший журавля, обычно гонялся за девушками, бил их своим клювом, а они, чтобы от него откупиться бросали на снег конфеты, орехи или пряники и другие сладости, которые назойливая птица и подбирала.
Иногда парни представляли просто абстрактную нечисть, одеваясь в длинные белые рубахи с рукавами до пола, вывернутые тулупы и спрятав лица под страшными, разрисованными загодя масками. Они врывались в дома, где девушки устраивали посиделки, и начинали пугать присутствующих. Девицы, когда первый испуг проходил, включались в игру, и с хохотом начинали выгонять незванных гостей. Считалось, что такая игра имеет магический смысл, поскольку изгоняя нечистую силу, можно обезопасить себя от всяческих напастей в наступающем Новом году.
Среди таких нападающих часто бывала кикимора - парень, переодетый в изношенную женскую одежду, с горшком на голове, изображающим кокошник. Нужно было сбить этот горшок у него в головы, и когда он падал и разбивался, кикимора превращалась в симпатичного соседа, и игра заканчивалась.
Во многих селах в таких развлечениях участвовали и девушки. Парни часто переодевались в женскую одежду, а они - в мужскую. Или же вся молодежь на деревне переодевалась в цыган, ходили по домам, гадали и ворожили, и собирали у односельчан дань вареными яйцами, колбасами и прочими вкусностями.
В Ярославской губернии парни часто одевали красные рубахи, брали с собой косы и грабли и шли с песнями по соседним деревням, будто на сенокос. А костромская молодешь любила рядиться стариками со страшными горбами, косматыми чертями, для чего они на голову навязывали кудели, или же Петрушками.
На Новгородчине устраивали целое представление, в котором главным героем был кузнец, бравшийся перековать всех старух и стариков в молодых с помощью своего волшебного молота.
Но в основном ряженые болтались по деревне и устраиввали различные безобразия и шутки, в основном, довольно невинные - пугали одиноких прохожих, приставали к девицам, могли развалить поленницу, закинуть какую-нибудь хозяйственную утварь, оставленную во дворе, на крышу, чем-нибудь подпереть дверь или калитку снаружи, перегородить бревном дорогу, или же вытащить сани или корыто подальше от дома, например, на середину пруда или речки.
Шутки ряженых заканчивались с приходом Крещения. Все знали, что за свои шалости нужно нести ответственность, и все те, кто носил маски и рядился на Святки должны пройти очищение в крещенской купели, чем больше ты хулиганил, чем дольше должен просидеть в проруби, а иначе Бог тебя непременно накажет, и не будет тебе весь год Его благословения. Впрочем, и тут находилсь лазейка: за небольшую плату находились желающие искупаться в проруби за других грешников.
Мораль: если рядишься на Святки, будь готов к крещенскому купанию в проруби (ну, или готовь плату своему дублеру)