ИСТОРИЯ О БОЛЬШОМ ДУБЕ, МАЛЕНЬКОЙ ЕЛОЧКЕ И СВЯТОМ БОНИФАЦИИ

Dec 25, 2024 02:05







Часть 2.

Итак, переправившись на континент Бонифаций (то есть тогда еще Винфред) отправился в Утрехт, где тогда жил бенедиктинский монах Виллиброрд, которого еще называли «апостолом фризов». Виллиброрд также был англичанином из Нортумбрии, который некоторое время провел в аббатстве Ратмельсиги (в настоящее время Меллифонт) в Ирландии, а в 690 году вместе с группой из 12 миссионеров во главе со святым Аккой прибыл во Фризию, чтобы проповедовать местному населению. Трудно сказать, насколько фризы, которые в то время вели постоянные войны с майордомом франков Пипином II, нуждались в обращении в христианство, но миссионеры дошли до Утрехта, основав по дороге множество церквей и монастырей, а позднее Виллиброрд побывал в Риме, где папа римский Сергий I посвятил его в сан епископа и благословил на дальнейшую миссию среди фризов.



Фредерик Блумарт. Святой Виллиброрд Голландский. ок.1630. Гравюра по рисунку Абрахама Блумарта

Виллиброрд вполне доброжелательно принял нового коллегу-миссионера, тем более, что язычников в районе Утрехта хватало на всех. Винфред вместе с новым наставником год провел в сельской местности, проповедуя, проводя крещение новообращенных христиан и строя новые церкви, но тут в эти места пришел Карл Мартелл, война  между фризами и франками развернулась с новой силой, и вести миссионерскую деятельность там стало невозможно.



Папа Григорий II. Силезская икона



Св. Бонифаций, отправленный папой римским Григорием II с миссионерскими целями в Германию. Вальфартскирхе Мария Виттершне (Шнекройц), Лёффинген

Виллиброрд бежал в основанное им аббатство в Эхтернахе (современный Люксембург), а Винфред вернулся в Англию, в свой монастырь в Нурслинге. Он восстанавливал нервы целый год, а потом снова отправился на континент, но на сей раз сначала заехал в Рим. Его принял папа римский Григорий II, переименовал в Бонифация в честь легендарного мученика четвертого века Бонифация Тарсийского и назначил его епископом-миссионером для Германии. Это значило, что он стал епископом без епархии для региона, в которой на тот момент не было никакой христианской церковной организации. То есть, прежде чем начать окормлять паству, ему эту паству нужно было еще найти, убедить принять христианство и окрестить.

Впрочем, вероятно, это было именно то, о чем Винфред и мечтал. Он так и не вернулся больше в Англию, хотя и поддерживал переписку со своими родственниками и друзьями на протяжении всей своей жизни.



Рыночная площадь Фрицлара. Современный вид

Бонифаций начал свою миссию в германских землях с того, что прибыл в местность, где находился священный дуб язычников, так называемый «дуб Донара» (или Тора), который биографы святого иногда называют на латинский манер «дубом Юпитера». Сейчас это место расположено недалеко от города Фрицлар в северной части земли Гессен.



Клуатр и монастырский двор коллегиальной церкви Св. Петра во Фрицларе. Фотография 1912 г. Считается, что дуб Донара стоял на месте этой церкви



Св. Бонифаций рубит дуб Донара. Роспись церкви св.Мартина в Вестенхофене. 1737

Бонифаций решил поступить с этим дубом радикально - срубить его, чтобы наглядно показать местным жителям, что в нем не обитает никакое божество, как они полагали. И вот как только Бонифаций поднял топор и начал рубить дуб, внезапно поднялся сильный ветер, который чудом повалил древнее дерево, казавшееся крепким и несокрушимым. Более того, никакие языческие боги из срубленного ствола не вышили, и не поразили наглеца.



Эмиль Дёплер. Святой Бонифаций. ок.1905

Местные язычники были потрясены, и тут же обратились в христианство. А на месте срубленного дуба Донара в одно мгновение выросла маленькая пушистая елочка. Бонифаций воспользовался ситуацией и прочел первую проповедь собравшимся, в которой и сравнил Иисуса Христа с вечнозеленым деревом в противовес дубу, сбрасывающему осенью свою листву.

Древесина, оставшаяся после рубки дуба Донара тоже не пропала: ее использовали для постройки церкви, которая положила начало монастырю св.Петра во Фрицларе.



Бернхарт Роде. Св. Бонифаций рубит дуб Донара. ок.1787

Злые языки, впрочем, утверждали, что действо с рубкой дуба было тщательно подготовлено, отрежиссировано и широко разрекламировано заранее для максимального эффекта. К тому же у Бонифация в этой ситуации не было никаких причин опасаться за свою жизнь: он явился к немецким язычникам не в одиночку, а в сопровождении целого отряда воинов и помощников. К тому же недалеко от места, где находилось франкское укрепленное поселение Бюрабург.



Памятник св. Бонифацию во Фрицларе

Но нужный эффект был достигнут, и Бонифаций в сознании его новообращенной паствы стал восприниматься как героический миссионер, который в одиночку искоренил язычество в целом регионе.

Продолжение следует…

истории, святые

Previous post Next post
Up