Никола Пуссен. Царство Флоры. 1631
Часть 5. А что в итоге?
Первое, что отмечают все исследователи творчества Пуссена, это тот факт, что несмотря на более, чем трагические судьбы большинства персонажей «Царства Флоры» (начиная с самой богини), художник пишет свою картину в светлых и радостных тонах. Более того, у него (за исключением Аякса), герои не умирают непосредственно перед зрителем. При этом в нескольких более ранних произведениях, созданных Пуссеном на сходные темы ( «Венера и Адонис», 1625; «Нарцисс и Эхо», ок. 1630), он, наоборот, изображает максимально драматичные эпизоды истории песонажей.
Никола Пуссен. Венера и Адонис. 1625
Никола Пуссен. Нарцисс и Эхо. ок.1630
Но здесь художник вообще отказывается от тёмных тонов, и использует максимально осветленную палитру с преобладанием зелёных, голубых, жемчужно-палевых и охристых тонов. Полотно буквально насыщено светом, исходящим и от самой Флоры, и от Аполлона, и от его колесницы. Цветовое и композиционные решения создают парадоксальное ощущение безмятежности и гармонии, как будто в царстве Флоры все мятущиеся души несчастливых любовников или трагических героев обретают истинный божественный покой и новое рождение.
Картина «Царство Флоры» прославляет торжество жизни, а не смерти. Как и писал Овидий в своих «Метаморфозах», герои Пуссена не умирают, а проходят через метаморфозу и превращаются в цветы, возрождаясь к жизни в новом качестве («изменяется всё, но не гибнет ничто»). Собственно говоря, объяснение смыслового парадокса «Царства Флоры» и заключается в его литературной основе. Как писал английский искусствовед Энтони Блант:
«…Эта интерпретация объясняет настроение картины, на первый взгляд загадочное потому, что хотя каждая рассказанная здесь индивидуальная история кончается трагически, общее чувство, царящее в картине, - чувство покоя и даже счастья. <…> История о происхождении цветов стала живописной „поэмой“ о рождении и смерти, перевоплощении и воскрешении, гимном мудрому устройству мироздания… «Царство Флоры» - это стремление к душевному равновесию, стремление возвыситься над низменным и преходящим…»
Не стоит также забывать о том, что именно в это время радикально изменилась и жизнь самого Пуссена, и из бесприютного бродяги-иностранца, чужого в Риме, он вдруг в одночасье превратился в члена большой и дружной семьи, обрел любовь и домашний уют. Скорее всего, картина стала отражением и его собственных чувств и переживаний, ведь истории и Флоры, и ее цветов - это еще и истории любви, хоть и не очень счастливой.
Фабрицио Вальгуарнер, заказчик картины, не избежал суда за свои махинации, и в том же 1631 году, когда Пуссен написал для него «Царство Флоры», попал в тюрьму. Его осудили за кражу бриллиантов, которую он якобы совершил в Испании. Скорее всего, речь шла о том, что он, взяв у клиента драгоценности для перепродажи, утаил от него часть вырученной суммы. Так как часть этих денег была потрачена на приобретение произведений искусства, в том числе и специально заказанных картин Пуссена, в документах судебного процесса упоминается гонорар, уплаченный художнику. Так что точно известно, что за «Чуму в Азоте» художнику заплатили 110 скуди, а за «Царство Флоры» - 100 скуди. Кроме того, из этих же документов следует, что заказчик называл картину «Весна», а сам художник - «Сад цветов»
Дрезденская картинная галерея (Галерея старых масетров)
Вальгуарнер умер в тюрьме годом позже, после чего картина несколько раз меняла владельцев, пока в 1716 году её не купил в Париже барон Раймон Ле Пла для курфюрста Саксонии Августа Сильного. Сначала она выставлялась во дворце курфюрста, затем в пристроенном к нему помещении на Ноймаркте (Новом рынке), а с 1854 года - во дворцовом комплексе Цвингер, иначе говоря, с того времени она является одним из наиболее известных шедевров Дрезденской картинной галереи.
"Царство Флоры" Никола Пуссена на выставке одной картины в ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве в 2015 году