Никола Пуссен. Царство Флоры. 1631
Часть 4. Флора и ее подданные
Итак, в центре картины изображена танцующая богиня цветов Флора, рядом с которой резвятся четыре младенца-путти. На ней - струящийся тёмно-зелёный хитон и сандалии. Золотистые волосы Флоры развеваются как бы в ритме ее грациозного танца. Богиня мило улыбается, глядя на своих подданных. Изящным жестом левой руки богиня поддерживает платье, а из правой на персонажей, которые ее окружают, сыпятся цветы, которые словно рождаются из её пальцев.
Агостино Мазуччи. Спор Аякса и Одиссея о доспехах Ахилла
Флору окружают обитатели ее сада, герои античных мифов, которые после смерти превратились в цветы. Крайний слева - это Аякс. Художник представил его в образе прекрасного обнаженного юноши с золотым шлемом воина на голове пронзающим себя мечом. Согласно одной из легенд, он сошёл с ума из-за Афродиты, изрубил мечом стадо быков, а когда пришёл в себя, не смог вынести позора и покончил с собой. По другой версии он обезумел после того, как лишился доспехов убитого Ахиллеса, и, возможно, именно эти доспехи находятся за ним у левого края картины. Из капель его крови и выросли гвоздики, причем белые. А на картине Пуссена белый цветок распустился у рукоятки меча. Впрочем, есть и еще одна история о происхождении гвоздики. А Древней Греции полагали, что этот цветок вырос из глаз юного пастушка, в гневе убитого богиней Артемидой за то, что тот, по ее мнению, распугал ее дичь своим пением.
Джон Уильям Уотерхаус. Эхо и Нарцисс. 1903
Справа от Аякса располагается коленопреклонённый Нарцисс, любующийся своим отражением в сосуде с водой, похожем на круглый аквариум. Этот сосуд украшен, естественно, цветком нарцисса. Его поддерживает полуобнаженная девушка, которая, скорее всего является нимфой Эхо. Эхо была безответно влюблена в Нарцисса, и в конечном итоге истаяла от неразделенной любви, так, что от нее остался только голос. Ее тень воззвала к богине Справедливости Немезиде, прося наказать Нарцисса так, чтобы он полюбил, но не смог владеть объектом своей любви. В итоге остроумная божественная кара настигла юношу во время очередной охоты, когда он влюбился в свое отражение, увидев его в реке, и умер от тоски и голода, будучи не в силах расстаться с ним (или утонул в реке, пытаясь воссоединиться с объектом собственной страсти). А на берегу, где он сидел, любуясь своим отражением, вырос прекрасный цветок.
Шарль де ля Фосс. Превращении Клитии в подсолнух. 1688
За Нарциссом и Эхо художник расположил океаниду Клитию. Она была дочерью Океана и Тифиды, которая влюбилась в бога солнца (или Аполлона, или Гелиоса), но была отвергнута (как Аполлоном, так и Гелиосом), после чего, страдая от его равнодушия, постоянно следила за солнечным диском, перестав есть и пить. В конечном итоге она зачахла и превратилась в цветок гелиотроп («Только смотрела, за ним головой неизменно вращая. И, говорят, к земле приросла…»). На картине она пристально смотрит на Аполлона (а, может, и Гелиоса), летящего в колеснице над садом Флоры, прикрывая глаза рукою от его яркого света. Когда в Европу в начале 16 века завезли подсолнечник, который также имеет свойство следовать за солнцем, меняя в течении дня расположение цветка, то некоторые художники стали отождествлять с подсолнухом именно Клитию. То же сделал и Пуссен, расположив эти цветы в корзине за спиной героини.
«Собирательница шафрана. Фреска из Акротири (Санторини). 1600 - 1450 гг. до н.э.
В правом углу Пуссен изобразил юношу Крокуса и нимфу Смилаку (Смилакс), в которую Крокус был безответно влюблён. Чтобы прервать страдания юноши, боги превратили его в красивый весенний цветок крокус (или шафран), который получил его имя, а Смилаку во вьюнок (её имя теперь носит целое семейство растений (Смилаксовые), состоящее из 370 видов и 3 родов, при этом тот самый вьюнок к нему не относится). Есть и другая версия, согласно которой Крокус и Смилака превратились в цветы после совместной трагической гибели. Существует и третья версия, по которой Крокус (или Крок) был возлюбленным бога Гермеса, и тот случайно убил юношу, метнув диск во время состязания. А нимфа Смилака тут вообще не причем. Впрочем, Пуссен явно придерживался канонической версии, потому и изобразил Крокуса и Смилаку вместе.
Питер Пауль Рубенс. Смерть Адониса. 1614
За этой парой стоит Адонис, возлюбленный самой Афродиты, вместе с сопровождающим и его охотничьими собаками. Согласно легенде, когда он охотился на горе Ида, его смертельно ранил в бедро вепрь. По воле безутешной Афродиты, которая нашла его бездыханное тело, он был превращён в нежный и хрупкий цветок анемон. На картине Пуссена Адонис, опираясь на копьё, отодвигает в сторону плащ, чтобы посмотреть на рану, из которой уже прорастают цветы.
Огюстен де Сент-Обен. Гиацинт, превращающийся в цветок. 1770-80
И, наконец, рядом с Адонисом, поднимая руку к своей раненной голове, стоит обнажённый Гиацинт. Он был необычайно красив, так что не удивительно, что в него влюбились одновременно бог солнца Аполлон и бог западного ветра Зефир. Однажды, соревнуясь в метании диска, Аполлон случайно смертельно ранил Гиацинта этим снарядом (а по другой версии Зефир из ревности специально направил ветер так, чтобы диск Аполлона попал в голову Адониса). На картине Пуссена Гиацинт любуется цветами, в которые бог света вскоре превратит своего любовника. Сам Аполлон (все же это Аполлон!) изображён в облаках, где он управляет колесницей, проносящейся через зодиакальное кольцо - символ времени.
Пергола виллы Ла Пьетра во Флоренции
Действие картины разворачивается на фоне перголы (то есть навеса (беседки) из вьющихся растений) - типичного атрибута сада того времени. В левой части полотна видна герма бога плодородия, полей и садов Приапа, отсылающая просвещенного зрителя к овидиевым «Фастам», где и описан сад Флоры. Герма украшена венками цветов, а за ней располагается алтарь со сценами вакханалий, также украшенный цветами.
Продолжение следует…