Гертген тот Синт Янс. Святая родня. ок.1490
Часть 2.
Вероятнее всего, Гертген тот Синт Янс написал «Святую родню» по заказу как алтарную композицию для церкви. К сожалению, кто был заказчиком и для какой именно церкви предназначалась картина, - неизвестно. Эта работа вообще возникла в художественном пространстве Европы как бы из ниоткуда только в 1797 году, когда ее выставили на продажу на одном из аукционов Брюсселя, причем как произведение, принадлежащее кисти братьев ван Эйк. Продали ее только в 1808 году в частную коллекцию семейства Трипп, занимавшихся торговлей оружием в Голландии. Только в 1888 году ее смогли идентифицировать как работу мастера Гертгена из Харлема. А в начале 20 века она обрела свое постоянное пристанище в амстердамском Рейксмузеуме.
Геррит Ламбертс. Интерьер Триппенхейса в Амстердаме. между 1827 и 1845 гг. (На стене справа в верхнем ряду - "Святая родня" Гертгена тот Синт Янса)
С того времени исследователи не оставляют надежды узнать о ней еще какие-нибудь подробности. Но, к сожалению, все поиски информации о картине и о ее создателе, предпринятые в европейских в архивах не дали никаких результатов. Исследование доски, на которой была написана «Святая родня», позволило более точно датировать ее 1496 годом, что опять вызвало вопросы об авторстве, поскольку некоторые искусствоведы обозначают как дату смерти Гертгена тот Синт Янса промежуток между 1486 и 1492 годами.
Алберт ван Оуватер. Воскрешение Лазаря. ок.1445
Мастер из Алкмара. Семь дел Милосердия. 1504. Панель 6. Утешение больных
Кое-кто приписывает авторство «Святой родни» учителю Гертгена Алберту ван Оуватеру, основываясь на сходстве некоторых ее деталей и особенностей композиции с его «Воскрешением Лазаря» (ок.1445), а другие утверждают, что ее мог написать так называемый Мастер из Алкмара, так как плиточный пол на одной из панелей его цикла «Семь дел Милосердия», созданного в начале 16 века, очень похож на пол с картины «Святая родня». Впрочем, ничто не мешало Гертгену тот Синт Янсу использовать наработки из ранней картины его наставника, а Мастеру из Алкмара немного позднее скопировать детали «Святой родни» в собственном произведении. А что касается датировки 1496 год, то если против науки дендрохронологии в данном случае не попрешь, то вот дата смерти художника определена очень условно. В принципе, даже не известно, умер ли он на самом деле в середине 1490-х годов. На самом деле Гертген из Харлема вполне мог, например, окончательно постричься в монахи и перестать писать из-за каких-то монашеских запретов или обетов, заняться какими-то другими делами, заболеть или просто потерять интерес к искусству.
Итак, действие «Святой родни» разворачивается в центральном нефе готического храма. Любопытно, что левый неф представляет собой как бы открытый портик с колоннадой, за которым виден сад. Тонкие изящные колонны, поддерживающие своды, сделанные из разноцветного мрамора, придают пространству нарядность и парадоксальным образом делают его уютным, превращая в своего рода семейное гнездо.
В центре, как и положено по степени значимости, находится Дева Мария с Младенцем Христом, слева рядом с ней - ее мать Анна, читающая книгу, лежащую у нее на коленях и держащая в руке яблоко (или грушу), а справа, сдвинутая к краю доски, - ее кузина святая Елизавета с маленьким Иоанном Крестителем. Младенец Иоанн показан в движении, тянущим свою маленькую ручку к лакомству, которое держит в руках бабушка. Я бы предположила, что это, скорее всего груша, так как этот фрукт во-первых, символизирует вечную женственность, а во-вторых, в композициях с Христом - Его любовь ко всему человечеству, что вполне вписывается в ситуацию. А вот яблоко, как символ греховности, здесь как бы совсем не кстати.
Возле Анны стоит целая корзинка этих плодов, что придает сцене какой-то уютный домашний вид, а саму Анну представляет как самую обычную бабушку, принесшую на семейную встречу, пусть и проходящую в храме, фрукты из своего сада, чтобы порадовать внуков. За спиной у святой Елизаветы стоят две Марии, сводные сестры Богоматери.
За спиной у Анны стоят ее муж Иоаким и зять Иосиф. У самого левого края полотна находится мальчик постарше, почти подросток, одетый в богатый светский наряд и держащий в руке странную изогнутую дубину. Поза мальчика также кажется очень странной, создается впечатление, что он стоит к нам лицом, повернув голову влево, но его рука вывернута назад совершенно неестественным образом. Или же он все-таки стоит к нам спиной, но тогда неестественно вывернутыми кажутся голова и нога. Честно говоря, мне не удалось определить, кто это из многочисленных родственников Богоматери.
Иосиф вполне предсказуемо держит в руках лилию, намекая на Непорочное зачатие и невинность своей супруги. Трое кузенов Иисуса среднего дошкольного возраста, впоследствии также ставшие его учениками - Симон, Иаков и Иоанн, играют в центре храма, сидя на полу. Они наливают вино в чашу, что является очевидным намеком на Евхаристию. За ними находится алтарь, на котором стоит скульптура, представляющая жертвоприношение Авраамом Исаака, что указывает на грядущую жертву Иисуса. Молодой Иуда Фаддей (не Искариот), сын Марии Клеоповой, с помощью специальной длинной палки зажигает алтарные свечи. В двух алтарных проемах стоят бывшие мужья Святой Анны, отцы двух других Марий, Клеопа и Саломий. Их присутствие создает странное впечатление о том, что Анна с ними последовательно разводилась, а не оставалась вдовой, но все они в итоге остались друзьями. Трое мужчин, беседующих с бывшими мужьями Анны, скорее всего, являются супругами обеих Марий (Клеоповой и Саломиевой) и Елизаветы.
Интересно, что эта сцена, при всей надуманности ситуации, представляет собой очень приятный семейный круг, в котором родственники относятся друг к другу с очевидной теплотой и симпатией. Можно даже сказать, что если Иисус считался в то время лучшим из людей, когда либо жившим на земле, а Дева Мария - идеалом женщины и матери, то их многочисленное семейство вполне могло стать идеалом родственных отношений, таких, где все друг друга любят и поддерживают (а не устраивают склоки из зависти или корысти).
Гертген тот Синт Янс. Св.Иоанн в пустыне. 1490
И в заключение, немного размышлений о том, почему Гертген тот Синт Янс вообще написал такую картину. Мне кажется, что он в жизни был человеком исключительно одиноким. Он родился в Лейдене, и уже в раннем подростковом возрасте (лет в 10-11) был отправлен в другой город, в Харлем, чтобы учиться на художника, а значит был разлучен с семьей, с родителями, возможно с братьями и сестрами. Потом он жил при монастыре и, видимо, не имел возможности жениться и родить собственных детей. Так что картина «Святой Иоанн в пустыне» с одиноким и очень печальным Иоанном Крестителем, компанию которому составляет лишь маленький ягненок, воплощающий для него образ Иисуса, не только как грядущего Мессии, но и как двоюродного брата, с которым иногда играли в детстве, вполне может считаться своеобразным автопортретом самого художника, или по крайней мере выражением его чувств. А вот «Святая родня», возможно, - это недостижимая мечта о большой и дружной семье или тоска по утраченному детскому счастью.