ГЕРТГЕН ТОТ СИНТ ЯНС. СВЯТАЯ РОДНЯ. Ок.1490

Dec 12, 2024 02:05





Гертген тот Синт Янс. Святая родня. ок.1490



Часть 1.

«Анна, обычно говорят, родила трех Марий, которых ей дали её мужья Иоаким, Клеопа и Саломий. Этих [Марий] Иосиф, Алфей, и Зеведей взяли в жёны. Первая родила Христа; вторая - Иакова Младшего, Иосифа Иуста, с Симоном [и] Иудой; третья - Иакова Старшего и крылатого Иоанна…»

С того момента, как богословы начали изучать евангельские тексты, у них в некоторых случаях стали возникать весьма крамольные вопросы касательно родственников Иисуса Христа. Если бы он просто был сыном Бога, то, вероятно, таких проблем бы не возникло, но поскольку его земная ипостась получила свое воплощение в теле обычного человека, имеющего родственные связи, то все они требовали достойного объяснения и включения в евангелический канон.

Особые сомнения вызывало то, что в Евангелиях несколько раз упоминаются другие дети Девы Марии и, соответственно, братья Иисуса Христа. Это было воспринято как какая-то ошибка, поскольку идея о том, что до и после Иисуса его мать могла иметь вполне земные отношения со своим мужем и рожать обычных детей, полностью шла вразрез с концепцией о ее девственности, основополагающей для христианства. Вот тогда богословы и придумали сразу несколько теорий, по которым эти самые братья могли быть либо сводными, рожденными от первого или даже нескольких первых браков святого Иосифа, или же кузенами Иисуса, детьми единоутробных сестер Богоматери.



Неизвестный немецкий художник конца 15-начала 16 в. (т.н. Мастер Святой родни). Святая родня с мистическим обручением св. Екатерины. ок.1500



Мастер Ортенбергского алтаря. Ортенбергский алтарь. ьок.1430 Святая родня. Фрагмент.

В живописи как-то более популярной стала теория о кузенах Иисуса Хритса, которая и была запечатлена в такой своеобразной иконографической конструкции, как «Святая родня», где в едином пространстве художники представляли своего рода семейный сбор с участием как минимум 17 человек: самой Анны, троих ее мужей, трех дочерей, трех зятьев и семерых внуков. Существует и расширенная версия Святой родни, состоящая из 29 человек, куда помимо ранее упомянутых родственников входят родители Анны (то есть прабабушка и прадедушка Иисуса), ее сестра Исмерия с мужем, сын Исмерии Элиуд с женой, их дочь с мужем и сыном, и дочь Исмерии Елизавета с мужем Захарией и сыном Иоанном Крестителем.



Нижнерейнский мастер. Святая родня. нач.16 в.

Этот сюжет получил распространение в основном в немецком и нидерландском искусстве 15 - середины 16 века. В 1545 году концепция трёх мужей Анны была запрещена Тридентским собором как апокрифическая. Впрочем, даже во время своего широкого распространения она вызывала недовольство многих теологов, которые считали, что идея множественных браков и детей Анны несовместимы с чистотой и святостью, которые должны характеризовать мать Богородицы. Тем более, что параллельно с ней в Европе распространялась идея францисканцев о непорочном зачатии девы Марии, которое вообще произошло в результате объятия и поцелуя её родителей у Золотых Ворот.

Но тем не менее, художники Северного Возрождения, выполняя социальный заказ своего времени, создали некоторое количество весьма любопытных произведений на этот сюжет, наиболее выдающимся из который по праву считается «Святая родня» Гертгена тот Синт Янса.



Гертген тот Синт Янс. Портрет 17 в.

Гертген тот Синт Янс (или Геррит ван Харлем) считался одним из самых значительных мастеров Северного Возрождения, работавших во второй половине 15 века. А между тем известно о нем совсем немного. Родился он, видимо, в Лейдене, в промежутке между 1460 и 1465 годами, учился у Альберта ван Оуватера в Харлеме, и там прожил всю свою жизнь. Карел ван Мандер, первый биограф художника, утверждал, что Гертген был как-то связан с Командорством Ордена рыцарей Святого Иоанна в Харлеме, для которого он создал алтарь. Возможно, он был там послушником или подмастерьем одного из штатных художников Ордена. Ван Мандер даже утверждал, что Гертген принял имя Святого Иоанна, не вступив в Орден иоаннитов окончательно , и его фамилия «tot Sint Jans» произошла от названия ордена и означает «посвященный (или принадлежащий) святому Иоанну».



Гертген тот Синт Янс. Легенда о мощах святого Иоанна Крестителя. Фрагмент алтаря рыцарей Святого Иоанна в Харлеме. между 1484 и 1490 гг.

Гертген тот Сит Янс прожил очень короткую жизнь. Вероятнее всего он умер, не достигнув и тридцатилетнего возраста. Ван Мадер утверждает, что он ушел из жизни в 28 лет. Но как бы там ни было, это означает, что собственно период, когда он мог творить самостоятельно, вряд ли длился более 10 лет. Художнику приписывают очень небольшое творческое наследие от 12 до 16 картин, причем многие из его подлинных работ были утрачены, повреждены или частично уничтожены еще в 16 веке, в период войн и разборок католиков и протестантов.

Тем не менее, «Святая родня», написанная в последние годы жизни художника, считается одной из немногих его безусловно подлинных работ и выдающимся примером позднеготической религиозной картины в искусстве Нидерландов.

Продолжение следует…

истории, картины, Гертген тот Синт Янс

Previous post Next post
Up