Николай Шильдер. Ичкушение. 1857
Часть 2.
Композиция «Искушения» представляется довольно лаконичной. Художник разворачивает действие в мрачной каморке полуподвального этажа с деревянным полом и низким сводчатым потолком, причем у Шильдера комната даже кажется более прибранной, уютной и обжитой по сравнению с помещением с голыми кирпичными стенами на рисунке Федотова. Есть и другие различия: главная героиня у Федотова - швея, а у Шильдера - вышивальщица, так как основным орудием ее труда являются пяльца, которые художник поместил практически в центр композиции, акцентировав на них внимание зрителя. Обычно искусствоведы называют героиню «Искушения» белошвейкой, но это не верно, поскольку белошвейка - также швея, но которая шьет нижнее белье. Возможно, белошвейкой была героиня рисунка Федотова, поскольку рядом с ней на столе лежат части раскроенной одежды, которую можно идентифицировать как длинную нижнюю рубашку с рукавами.
Павел Федотов. Мышеловка. 1846
Ремесло, которым зарабатывает на жизнь героиня картины Шильдера, дает определенный простор для того, чтобы попытаться определить ее происхождение. Дело в том, что это гораздо более деликатное занятие, нежели шитье. Вышиванию учили девочек в пансионах для благородных девиц и в училищах для девушек духовного звания. Так что в анамнезе истории, рассказанной Шильдером, явно просматривается разорение благородного семейства с вытекающими трагическими последствиями, а не просто драма морального выбора хорошенькой гризетки, как у Федотова.
Вторым главным персонажем картины является сводня, дама хитроумная и лукавая манипуляторша, противостоять давлению которой исключительно сложно даже гораздо более опытному и искушенному человеку, не то, что нашей юной героине.
На картине присутствуют еще два персонажа. Во-первых, это тяжело больная мать главной героини, лежащая в кровати за занавеской. Мать героини с рисунка Федотова была больна чахоткой: художник изобразил ее кашляющей, что однозначно указывало на диагноз. Мать героини с картины Шильдера просто больна, в данном случае художник не стал дополнительно прояснять этот вопрос, тем более, что в сущности, ситуация ясна и так.
И во-вторых, тот самый богатый кавалер, на которого работает сводня. Кто он, понять сложно, тем более что художник лишь обозначил его присутствие, изобразив лицо немолодого усатого мужчины с вытаращенными глазами в черноте дверного проёма на заднем плане слева. Между прочим, коварным соблазнителем в рисунке Федотова был молодой и бравый красавец-военный, и проблема очевидным образом заключалась в том, что героиня понимала, что он на ней никогда не женится, ибо у нее не тот социальный статус и финансовое положение, а быть любовницей-содержанткой безо всяких гарантий ей не очень хотелось. Вот и раздумывает она над ситуацией, задумчиво чертя ножницами по своему рабочему столу, тогда как сводня уговаривает ее, льстиво заглядывая в глаза.
У Шильдера сводня-искусительница протягивает жертве браслет и указывает на стоящего за дверями мужчину (его лицо с вытаращенными глазами едва читается в черноте дверного проёма). Но героиня настроена решительно, она отшатывается от сводни и выставляет вперед руку, словно прямым текстом говоря «Нет»!
В общем, у Шильдера получилась типичная сцена противоборства невинности и порока, дополненная к тому же вполне традиционными для европейского искусства символическими деталями. Любопытно также, что его героиня с темными волосами, оливковым цветом кожи и очевидным южным темпераментом больше похожа на итальянку или испанку.
Графин с водой у рабочего места девушки символизирует невинность и непорочность героини, вообще, это традиционный символ девы Марии. Огарок свечи у постели больной матери имеет двоякое значение, указывая на приближении смерти и одновременно на присутствие Бога. Кошка, охотящаяся на мышь, прячущуюся под комодом, символ греха и указывает на дьявольских ухищрения сводни. Ну а луч света, падающий слева в подвальное окно, еще раз указывает на присутствие Господа, так как на откосе этого же окна художник поместил икону.
Продолжение следует…