Николай Шильдер. Искушение. 1857. Государственная Третьяковская галерея
Часть 1.
В истории искусства иногда встречаются произведения, даже не хрестоматийные, а дидактические, настолько понятные любому, что проанализировать их и объяснить, что именно хотел сказал художник в данном случае, может даже самый неискушенный зритель. К таким картинам относится и «Искушение» Николая Шильдера. Но все-таки, если приглядеться повнимательнее, то возможно мы заметим какие-нибудь мелкие детали, которые придадут картине какие-то дополнительные нюансы, и она утратит свою смысловую прямолинейность и однозначность.
Итак, начнем сначала: с личности художника и обстоятельств создания данного полотна.
Николай Густавович Шильдер
Николай Шильдер был дворянином, третьим сыном прибалтийского немца, отставного корнета Отто Густава (Евстафия Андреевича) Шильдера, служившего смотрителем Московской коммерческой школы. В Академию художеств он пробился с большим трудом в возрасте 22 лет, пройдя до этого через два провала на вступительных экзаменах в рисовальную школу Общества поощрения художников. Его приняли в батальный класс Богдана Виллевальде, и там он проучился более десяти лет, получая все это время содержание от Совета Академии.
Николай Шильдер. Прощание ополченцев. 1855
Впрочем, картины Шильдера на военные темы все это время вполне заслуженно отмечались всевозможными наградами («Пикет лейб-гвардии Литовского полка. Из аванпостной службы» (1853), картины на темы Крымской войны (1854-55), «Прощание ополченцев» (1855)). Так что в плане работы в батальном жанре у него все складывалось относительно благополучно, и почему он вдруг решил переквалифицироваться в бытовые жанристы, совершенно непонятно.
Искусствоведы объясняют это двумя факторами: во-первых, тем, что карьера художника-баталиста развивалась для Шильдера все же не так успешно, как он на это рассчитывал, а потому он постепенно начал разочаровываться в избранном первоначально жанре, а во-вторых, влиянием Павла Федотова, хотя не очень понятно, почему это влияние неожиданно проявилось после семь лет его занятий чисто батальной живописью. Впрочем, Павел Федотов в свое время тоже прошел по такому пути, перейдя от батального к бытовому жанру.
Скорее всего, эта версия появилась из объективной связи первой серьезной картины Шильдера, написанной в бытовом жанре - нашего «Искушения», и сепии Павла Федотова «Мышеловка, или Бедной девушке краса - смертная коса».
Павел Федотов. Мышеловка. 1846
Федотов в 1844-46 гг. создал восемь работ в технике сепии, которые сам называл «эскизами», видимо, предполагая позднее на их основе выполнить полноценные картины. В 1850 году эта серия была показана на выставке в Москве, и сам художник, который был неплохим литератором, составил описание своих произведение, в том числе и «Мышеловки», для журнала «Москвитянин»:
«На нравственность бедной девушки, которая своими трудами содержит себя и больную мать, идет облава. Молодой усатый господин подкупает дворника и подсылает торговку с разными нарядами. Бедная девушка сидит в раздумье за столом и чертит что-то ножницами. Перед ней рассыпаны искушения - кольца, перстни, серьги; в углу стоит мышеловка, к коей крадется мышь».
Название рисунка подтверждает изображение мыши, подползающей к мышеловке, выполненное в левом нижнем углу картины.
Как можно видеть, Шильдер практически полностью перенес ситуацию, представленную Федотовым в свою картину, но трактовал ее по-своему, сделав более драматичной и экспрессивной. И если у Федотова получилась реальная жизненная зарисовка, то у Шильдера, скорее всего, сцена из какой-то французской мелодрамы.
Израэль ван Менекен. Визит к пряхе. 1495-1503
Дирк ван Бабюрен. Сводня. 1622
Ян Вермеер Дельфтский. Сводница. 1656
Герард Тербох. Бокал лимонада. 1664
На самом деле сам Федотов, скорее всего ориентировался на какие-то образцы европейских жанровых произведений 16-17 вв. У него явно просматривается определенное влияние, скажем, Вермеера, Тербоха или ван Бабюрена с легким налетом Израэля ван Менекена.
Шильдер так глубоко явно не заглядывал, ограничившись лишь следованием за своим старшим коллегой по цеху.
Продолжение следует…