Ян ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Пале. ок.1434-36
Часть 3. Замысел
Я уже упоминала о том, что Ян ван Эйк был для своего времени и для своей национальной школы великим новатором. И вот в «Мадонне каноника ван дер Пале» это его качество проявилось наиболее ярким и полным образом.
Джотто. Маэста ди Оньисанти
Андреа Мантенья. Святое Собеседование с Марией Магдалиной и Иоанном Крестителем. Ок. 1495
Во-первых, считается, что эта картина, написанная в жанре так называемого «Святого Собеседования» (Sacra conversazione) - один из наиболее ранних образцов использование подобной иконографии в искусстве Нидерландов. Этот тип изображения возник из более пафосного варианта, который назывался Маэста или Маньификат, где Богоматерь с Младенцем, помещенная в центре, была представлена в окружении славящих ее ангелов и святых. Тип «Святое Собеседование» имел несколько другое смысловое наполнение, и представлял собой группу святых, стоящих по сторонам от престола Богоматери, объединённых как бы общим медитативным состоянием или же ведущих телепатическую беседу на богословские темы. В визуальном отношении их священное единство обычно выражалось с помощью цельного пространства, в котором они все находились, не разделенного створками полиптиха или архитектурными элементами, и сияющего золотого либо пейзажного фона, в котором они все находились.
Иконография Святого Собеседования была хорошо известна в Италии, начиная еще с 13 века, а вот в Нидерландах этот тип изображения появился лишь век спустя, и, видимо, как раз Яну ван Эйку.
Герард Давид. Триптих Тромпа. между 1502-1508
Ангерран Картон. Мадонна с Младенцем в окружении святых и донаторов. 1445-50
Вторым новшеством, которое использовал ван Эйк, было то, что фигуру донатора, то есть Йориса ван дер Пале, он во-первых, изобразил того же размера, что и фигуры святых, уравняв, так сказать, их значимость, и во-вторых, то, что он вообще включил его в группу святых, подведя прямо к престолу Богоматери, а не вынес на отдельную боковую створку, как это было принято в то время и даже в более позних рабтах. Для первой половины 15 века это был настоящий революционный прорыв, и, к тому же, надо полагать, такое решение очень польстило заказчику.
Итак, на картине (кстати, второй по размеру среди работ ван Эйка после Гентского алтаря, естественно) мы видим пятерых персонажей: в центре - Богоматерь с Младенцем, слева - святой Донат, справа - коленопреклоненный каноник ван дер Пале и святой Георгий.
Вообще, в Святых Собеседованиях, святых изображали по желанию заказчиков (ну или самого художника), поскольку сюжет не требовал какой-то логики в их присутствии. Поэтому в одном пространстве оказывались персонажи, жившие в разное время и в разных странах.
Вероятнее всего, святой Донат попал на картину ван Эйка по необходимости, так как она изначально предназначалась для собора, посвященного в том числе и этому святому.
А вот святой Георгий был уже личным выбором заказчика. Видимо он и сам был крещен в честь этого святого (имя Йорис или Йос - региональный вариант имени Георгий), и, как утверждают некоторые источники, святой Георгий в принципе был его любимым святым.
Фоном для картины послужил интерьер абстрактного (не реального) романского или готического собора. Персонажи были размещены в алтарной части, так как за ними находится так называемый деамбулаторий, то есть полуциркульного проход за алтарем.
И, наконец, на переднем плане, на ступеньках, ведущих к трону Богоматери, ван Эйк изобразил роскошный восточный (если судить по узорам) ковер, как символ высокого социального статуса, относящийся, вероятно, не только к Мадонне и ее божественному Младенцу, но и к остальным персонажам картину, не исключая и каноника ван дер Пале.
Продолжение следует...