ЯНТАРНАЯ КОМНАТА: ВОКРУГ СОКРОВИЩА

Sep 13, 2024 02:05







Когда в 1716 году король Пруссии Фридрих Вильгельм I подарил Петру I Янтарную комнату, никто и предположить не мог, что обычный дипломатический подарок в будущем станет причиной и реальным участником столь драматической истории.



Антуан Пэн. Портрет Фридриха Вильгельма I. 1733



Андреас Шлютер. Барельеф из городской ратуши Гамбурга



Иоганн Фридрих Эозандер фон Гете

Янтарный кабинет начали делать еще для отца Фридриха Вильгельма I, прусского короля  Фридриха Великого. Этот декоративный шедевр должен был поддержать славу короля как любителя и покровителя искусств. Предполагалось, что автором проекта был знаменитый Андреас Шлютер, но есть версия, что проект все-таки делал Иоганн Фридрих Эозандер фон Гете, архитектор замка Шарлоттенбург, где и предполагалось установить Янтарную комнату. Работы длились с 1701 по 1713 годы, стоимость проекта составила 30 тысяч рейхсталеров.



Жан-Марк Наттье. Портрет Петра I. 1717

Сначала для обработки янтаря был приглашен мастер Готфрид Вольфрам из Дании, но заказчик остался недоволен его работой, поэтому датчанина заменили двое немецких мастеров, Эрнст Шахт из Данцига и Готфрид Турау из Кенигсберга. Они разобрали уже смонтированную янтарную стену галереи и использовали янтарь для оформления небольшого кабинета. Получилось очень впечатляюще, и Петр I, увидевший Янтарную комнату во время своего визита в Берлин в 1716 году, загорелся идеей сделать что-нибудь подобное и у себя в Петербурге. Король Пруссии не стал мелочиться, и подарил Петру оригинал. Янтарную комнату разобрали, упаковали и отправили в Петербург через Потсдам, Ригу, Мемель и Нарву. Ответным подарком Петра I были небольшой корабль, токарный станок, собственноручно изготовленный кубок из слоновой кости и 55 гренадеров для королевского полка.



Русские гренадеры в Германии 18 века

Долгое время детали Янтарной комнаты хранились в упакованном виде в подсобных помещениях старого Летнего дворца, построенного Шлютером, а затем их перенесли в здание Зимнего дворца.



Большой Екатерининский дворец в Царском Селе. Современный вид

В 1755 году по приказу Елизаветы Петровны Янтарную комнату перенесли в Царское Село. Архитектор Растрелли установил янтарные панели в одном из залов золотой анфилады Большого Екатерининского дворца. Янтарную комнату еще несколько раз переделывали, расширяли и дополняли, приспосабливая к разным интерьерам. В конечном итоге по сравнению с первоначальным вариантом поверхности панно увеличились в четыре раза, появились декоративные элементы в стиле рококо (изначально Янтарная комната была чисто барочным произведением декоративно-прикладного искусства), а в интерьер были включены зеркала, новые янтарные мозаики, резное декоративное оформление стен и некоторые элементы мебели.



Янтарная комната в 1912 году

Чтобы поддерживать Янтарную комнату в хорошем состоянии и следить за янтарем из Пруссии был приглашен янтарных дел мастер Фридрих Роггенбук. Специально для него в 1758 году была учреждена должность хранителя Янтарной комнаты. В 1775 года в янтарные рамы вместо картин Иоганна Гроота, были помещены четыре флорентийские мозаики из цветных камней, изображающих аллегории пяти человеческих чувств: «Вкус», «Зрение», «Слух», «Осязание и обоняние». В середине 19 века в центре зала установили модель памятника Фридриху II скульптора Христиана Рауха (оригинал украшал центр Берлина).



Янтарная комната в 1930-е гг.



Памятник Фридриху II в Янтарной комнате

В неизменном виде Янтарная комната существовала в Царском Селе до 1941 года. К сожалению, музейные сотрудники не смогли снять панели и вывезти или хотя бы попытаться спрятать декор Янтарной комнаты до прихода немцев. Раньше утверждалось, что в спешке эвакуации у них не было такой возможности, но сейчас предполагается, что все-таки они могли это сделать, но почему-то не стали. Интересно, что памятник Фридриху II вывезли в Ленинград, и он благополучно пережил блокаду, а вот его постамент, спрятанный в подвалах дворца, сейчас находится в руках одного из немецких коллекционеров (его предлагают выкупить за 110 тыс. евро).

Гитлер, собирая в создаваемый фюрер-музей города Линца все сокровища германской нации, очень хотел заполучить в числе прочего и Янтарную комнату. Почему-то он считал, что русские завладели ей незаконно, и, кроме того, придавал этому янтарю определенные мистические свойства.



Кенигсбергский замок в 1940-е гг.



Янтарная комната в Кенигсбергском замке. 1942

Немцы сняли и упаковали янтарные панели, а также все остальное, что находилось в комнате, и вывезли все это в Кенигсберг. Там, в музее Кенигсбергского замка Янтарная комната была частично смонтирована и представлена для всеобщего обозрения уже в ноябре 1941 года. Там же выставлялись и другие ценности, награбленные немцами на территории Советского Союза.



Кенигсбергский замок после войны. Фотография 1960-х гг.

Экспозицию быстро разобрали летом 1944 года, когда начались воздушные атаки союзников на Кенигсберг. Альфред Роде, бывший при нацистах директором музея Кенигсбергского замка и отвечавший за сохранность произведений искусства, свозимых туда, старался уберечь Янтарную комнату от повреждений. Ее снова упаковали в ящики, которые разместили в северном крыле замка. Там Янтарная комната и хранилась до апреля 1945 года, когда начались активные военные действия советских войск, и Кенигсберг оказался в окружении. Между 9 и 11 апреля, когда налеты советской авиации были особенно активны, возник пожар в Рыцарском зале Кенигсбергского замка, и в его огне погибло огромное количество ценностей, в том числе, видимо, и Янтарная комната. Ведь янтарь так легко горит!



Александр Яковлевич Брюсов

Во всяком случае, такова официальная версия, подтверждающая печальную судьбу этого шедевра декоративно-прикладного искусства. Ее представил в своем докладе профессор Александр Брюсов, который сразу же после освобождения Кенигсберга побывал в городе в составе специальной комиссии, которая занималась в числе прочего изучением судьбы Янтарной комнаты.

Но многие не поверили в то, что Янтарная комната погибла. Она была слишком ценным трофеем, чтобы нацисты вот так элементарно бросили ее на произвол судьбы. Поэтому после войны очень многие специалисты, историки и историки искусства, а также журналисты (в числе, которых был, например, и Юлиан Семенов, чью скоропостижную смерть по одной из конспирологических теорий как раз и связывают с тем, что он слишком близко подобрался к разгадке тайны Янтарной комнаты), просто искатели приключений и авантюристы всех мастей пытались ее найти. Учитывая военную неразбериху того времени, было легко предположить, что кто-то все же вывез ящики с драгоценными панелями в более безопасные районы Германии, или же хотя бы попытался спрятать ее в самом Кенигсберге, благо немцы превосходно умели строить подземные бункеры и сооружать тайники.

Версию кладоискателей несколько подкрепило то, что на антикварных рынках Запада время от времени всплывали, и возможно, еще будут всплывать вещи, которые находились в Янтарной комнате: элементы меблировки и мозаичные панно. Но трудно сказать, происходят ли они из тех ящиков, куда Роде упаковал Янтарную комнату в 1945 году. Возможно, кое-кто из не слишком чистых на руку немецких военных проявил частную инициативу, и, воспользовавшись ситуацией, просто стащил кое-что по мелочи для себя, а потом смог вывезти это домой, при этом, не затрагивая основную массу янтарных панелей, упакованных в ящики.

Существуют несколько основных версий, где могут быть спрятаны пресловутые ящики с упакованными янтарными панелями:



Долина Йонас в Тюрингии

• Янтарная комната спрятана в шахтах или бункерах на территории Германии, где-то в Саксонии или Тюрингии;



Замок Мариенбург в Польше

• Частично фрагменты Янтарной комнаты находятся в подземельях одного из старинных прусских замков на территории современной Польши;



Подлодка С-13 под командованием Александра Маринеско

• Янтарная комната находится на дне Балтийского моря, поскольку судно, на котором немцы вывозили ее из Кенигсберга, было потоплено советской субмариной (привет от Маринеско);



Разбитый немецкий бункер под Калининградом

• Янтарная комната до сих пор спрятана в тайных бункерах под современным Калининградом, либо где-то на территории Калининградской области.

В любом случае, за время, прошедшее с окончания войны, никто Янтарную комнату так и не нашел, и ни одна из версий ее исчезновения достоверно не подтвердилась.



А.А.Кедринский

Именно поэтому и было принято решение ее восстановить. Вообще, соответствующее распоряжение было подписано еще в 1979 году, а два года спустя в Пушкине создали специальную мастерскую по обработке янтаря. Далее был организован специальный Ученый совет по воссозданию Янтарной комнаты, куда входили и чиновники, и архитекторы, и реставраторы, а также специалисты по драгоценным камням и металлам. К 1986 году план восстановления шедевра был закончен и утвержден. Научным руководителем проекта стал известный архитектор-реставратор А.А.Кедринский. До 1996 года было выполнено примерно 40 процентов работ, которые постоянно тормозились из-за недостатка финансирования.

В 1999 году Министерство культуры подписало соглашение с немецким концерном «Рургаз», который выделил на завершение работ по восстановлению Янтарной комнаты 3,5 миллиона долларов. Все работы должны были быть закончены к маю 2003 года, к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга.



Комод из Янтарной комнаты



Панно "Обоняние и осязание" из Янтарной комнаты

В 2000 году германская сторона передала Президенту Российской Федерации В.В.Путину два подлинных фрагмента Янтарной комнаты: мозаичное панно «Обоняние и Осязание» и комод, изготовленный русскими мастерами 18 века специально для ее меблировки. Подлинные вещи экспонируются в Янтарной комнате, но отдельно. Включать в восстановленный интерьер их не стали, зато посетители могут сравнить работу реставраторов с подлинными фрагментами памятника.

Реставрационные работы были завершены в установленные сроки, работа реставраторов принята российско-германским экспертным советом 13 мая 2003 года с оценкой «отлично». Официальное открытие Янтарной комнаты произошло 31 мая, в заключительный день празднования 300-летия Санкт-Петербурга с участием Президента России В.В.Путина, канцлера Германии Герхарда Шредера, а также всех остальных участников Европейского саммита, проходившего в те дни в Петербурге.



Открытие Янтарной комнаты в 2003 году

В конечном итоге на восстановление Янтарной комнаты ушло 23 года, 11 миллионов 350 тысяч долларов и 10 тонн янтаря из Калининградского месторождения. Янтарная комната на настоящий момент времени является самым грандиозным предметом ювелирного искусства, аналогов которому в мире нет.

истории, декоративно-прикладное искусство

Previous post Next post
Up