ДАДАИСТЫ: ДЮШАН-5

Jul 17, 2024 01:05





Марсель Дюшан в пяти ракурсах. Фотография 1917 года



Часть 8. Дада в Нью-Йорке

После того, как Дюшан изобрёл реди-мейд, его вхождение в группировку дадаистов было только вопросом времени. Вернее сказать, вопросом времени было изобретение дадаизма, чтобы Дюшан стал его частью. До этого момента оставалось ещё несколько лет, а пока Марсель развивал изобретённое им художественное направление и ещё немного баловался кубизмом.



Марсель Дюшан . 50 куб. см парижского воздуха. 1919

Что же такого революционного было в странной идее, обозвать произведением искусства банальный бытовой предмет, иногда даже использованный? На самом деле Дюшан действительно сломал тысячелетние принципы изобразительного искусства, поскольку исключил из него два фундаментальных момента: то, что произведением искусства считался материальный предмет, созданный руками художника (картина, скульптура, мозаика и т.п.), и то, что произведение искусства вообще являлось материальным объектом. Дюшан, понятное дело, сам велосипедные колеса или подставки для винных бутылок у себя в мастерской не производил, и кроме того, всем было очевидно, что произведениями искусства они должны считаться не сами по себе, а в комплекте с теми идеями или концепциями, которые вкладывал в них их создатель.



Уолтер Пач. Автопортрет. 1936

В 1914 году Дюшан благополучно избежал мобилизации, и на фронт первой мировой войны не попал. Врачи нашли у него сердечную недостаточность. С учётом того, что еще несколько лет назад он был абсолютно здоров и служил в армии (да и вообще прожил 81 год), надо полагать, что на сей раз в ход все же пошли какие-то семейные связи, так что Дюшана признали негодным к военной службе по медицинским показаниям.
Он поспешил покинуть Европу, и отправился в Соединённые Штаты. На сей раз его пригласил в Нью-Йорк Уолтер Пач, американский художник, критик и историк искусства, активно продвигавший различные авангардные направления. В Америку Дюшан прибыл 15 июня 1915 года. Его гостеприимный хозяин предоставил ему прекрасную квартиру с мастерской. Впрочем, Марсель не хотел жить исключительно на благотворительную помощь своего американского друга, и тотчас нашёл себе заработок в качестве преподавателя французского языка.



Марсель Дюшан. Расческа (Гребешок)



Марсель Дюшан. Лопата (В ожидании сломанной руки)

Параллельно Дюшан создавал новые реди-мейды, не предназначенные для продажи, но производившие неизгладимое впечатление на его друзей. В сущности, его компанию в основном составляли художники-авангардисты, местные, или же те, кто как и он бежали из Европы от войны, среди которых были и будущие дадаисты, такие как Мэн Рей и Франсис Пикабиа (он же Папа Дада).
Наиболее значительными произведениями этого периода в жанре реди-мейд считаются "Лопата (В ожидании сломанной руки)", "Расчёска (Гребешок)" и, разумеется, "Фонтан".



Марсель Дюшан. Фонтан. 1917

Создание этого "шедевра всех времен и народов" овеяно флёром таинственности , в том плане, что существует несколько версий того, каким образом Дюшану пришло в голову представить на выставку перевернутый писсуар.
По одной из версий предполагается, что создание «Фонтана» началось, когда Дюшан в сопровождении художника Джозефа Стелла и коллекционера произведений искусства Уолтера Аренсберга приобрел стандартную модель писсуара производства JL Mott Iron Works на Пятой авеню в Нью-Йорке. Дюшан якобы лично принёс писсуар в свою мастерскую, развернул его на 90 градусов против обычного положения и подписал: «R. Mutt 1917».
По другой версии, которая вроде бы даже имеет документальное подтверждение в виде письма, которое Дюшан отправил одной из своих сестер, этот писсуар ему подарила одна из его подруг, которая носила псевдоним Ричард Мутт, с целевым наказом сделать из нее скульптуру.
Еще два человека из дадаистской тусовки,
немецкая художница Эльза фон Фрейтаг-Лорингофен, которая одно время была моделью у Дюшана, и поэт Аллен Нортон утверждали, что это они подали Дюшану идею насчет писсуара и даже принимали непосредственное участие в создании этого знаменитого реди-мейда. Впрочем, сам Дюшан никогда не признавал наличия у него каких бы то ни было соавторов.



Второй выпуск журнала американских дадаистов Тhe Blind Man был в значительной части посвящён спорам относительно того, можно ли считать работу Дюшана искусством. Журналистка и художница Беатрис Вуд, подытоживая результаты дискуссии, в частности писала:
"...Не имеет значения, сделал ли Мистер Мутт (Дюшан) фонтан своими руками или нет. Он ВЫБРАЛ именно его. Он взял непримечательный предмет обихода и расположил композиционно так, что с новым названием и под новым углом зрения пропало его старое утилитарное назначение, сформировав тем самым новое понимание объекта... "
И с гордостью добавила:
"...Единственный вид искусства, который США подарило миру - это сантехника и мосты... "

Судьба первого дюшановского "Фонтана" также оказалась покрыта мраком тайны, поскольку после выставки, на которой он был показан, шедевр исчез. Хотя по слухам кто-то из уборщиков галереи, человек простой и не обременённый модернистскими художественными заморочками, выкинул дюшеновский писсуар на ближайшую помойку вместе с остальным мусором.

Продолжение следует...

стили и направления в искусстве, Дюшан

Previous post Next post
Up