ПУШКИН О ХУДОЖНИКАХ

Jun 07, 2024 02:05





Константин Юон. А.С.Пушкин. 1950



Часть 2.

Если «Пушкин - это наше все», то «Евгений Онегин», естественно - энциклопедия русской жизни. Наверное, для литературоведов и историков театра это действительно так, поскольку имена известных и не очень писателей, драматургов, актеров, танцовщиков встречаются чуть ли не в каждой онегинской строфе. Достаточно открыть первую страницу и, вот, пожалуйста:



Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И переимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил;

Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;

Там вывел колкий Шаховской

Своих комедий шумный рой,

Там и Дидло венчался славой,

Там, там под сению кулис

Младые дни мои неслись.

Но при этом, бегло просмотрев четыре первые главы (на большее, увы, не хватило времени) я обнаружила всего два упоминания о художниках:

«Неужто ты влюблен в меньшую?»

- А что? - «Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет.

Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне».

(Глава III, строфа V)

И:

Но вы, разрозненные томы

Из библиотеки чертей,

Великолепные альбомы,

Мученье модных рифмачей,

Вы, украшенные проворно

Толстого кистью чудотворной

Иль Баратынского пером,

Пускай сожжет вас божий гром!

(Глава IV, строфа XXX)

Упоминаются в этих строках здесь всего два художника - Антонис ван Дейк и Федор Петрович Толстой. Выбор, прямо сказать, своеобразный. Причем Пушкин явно восхищается Толстым, упоминая его «чудотворную кисть», но не особо чтит ван Дейка.



Антонис ван Дейк. Вознесение Богоматери. 1627

Трудно сказать, каких именно Мадонн  ван Дейка видел Пушкин, и которую из них имел в виду. Тем более, что в творчестве художника их было изрядное количество. Но наиболее известные картины на эту тему относятся к так называемому «итальянскому», а возможно, и более конкретному «палермскому» периоду в биографии ван Дейка. С 1621 по 1627 годы он жил в Италии, а с апреля 1624 несколько месяцев провел на Сицилии, поскольку Эммануил Филиберт Савойский, вице-король Сицилии от имени короля Испании Филиппа IV, пригласил Ван Дейка в Палермо для написания его портрета.



Антонис ван Дейк. Богоматерь с Младенцем. 1620-е г.

В принципе, большинство Мадонн этого периода вполне подходят под пушкинское описание «кругла, красна лицом она» (хотя насчет «красна» можно и поспорить). Видимо этот тип женской красоты, который обожали в первой половине 17 века, Пушкину уже совершенно не нравился. И не случайно дальше фигурирует эпитет «глупая», хотя напрямую обозвать так ни вандейковскую Мадонну, ни Ольгу Ларину, поэт все же не решился.



Антонис ван Дейк. Богоматерь с Младенцем. 1620-е г.

Наиболее известной Мадонной ван Дейка «итальянского периода» считается «Богоматерь с Младенцем», изображающая «благословенную Богородицу, держащую на коленях спящего Младенца Иисуса». Где Богоматерь выполнена в трехчетвертном развороте, а ее «элегантные жесты и динамичные движения вытянутой фигуры… контрастируют с материнской привязанностью к Младенцу Иисусу, который во сне все еще держится за руку своей матери…». Считается, что в данном случае источником вдохновения ван Дейка было венецианское искусство, в частности работы Тициана, которые он изучал в течении своего двухмесячного пребывания в Венеции.



Федор Толстой. Автопортрет. 1804

С Федором же Толстым история совершенно из другой оперы. Федор Петрович происходил из графской ветви рода, писатели Алексей Константинович Толстой и Лев Николаевич Толстой приходились ему племянниками (Алексей - родным, а Лев - двоюродным). Сам он с рождения был записан сержантом в Преображенский полк, учился в Полоцком иезуитском коллегиуме, а затем в Морском кадетском корпусе. Но рано проснувшийся интерес к рисованию полностью перечеркнул всю его потенциально блестящую военную карьеру. В 1802 году кадет Толстой начал посещать Петербургскую Академию художеств как вольнослушатель, а в 1804 году подал в отставку, разругался с семьей и начал карьеру художника.



Федор Толстой. Медальон, посвященный победе в Отечественной войне 1812 года



Федор Толстой. Смородина



Федор Толстой. Букет цветов, бабочка и птичка. 1820

Для русского искусства в целом Федор Толстой более всего знаменит своей серией медальонов, посвященных победе в Отечественной войне 1812 года, которые позднее даже использовали в варианте проекта Александровской колонны. А вот для обычных зрителей, к которым, без сомнения, относился и Александр Пушкин, Толстой прежде всего был блестящим рисовальщиком-акварелистом, работавшим в жанре обманки. Его рисунки, изображавшие плоды, ягоды, насекомых, птиц действительно служили украшением дамских альбомов и приводили в восторг всех, кто их видел. Как мы можем видеть, и Пушкин здесь не был исключением.

Продолжение следует…

истории, Пушкин, картины

Previous post Next post
Up