Аньоло Бронзино. Портрет Лауры Баттиферри. ок.1550
Часть 1.
Была в средневековой и ренессансной Италии такая любопытная форма семейных отношений, происходившая еще из Древнего Рим, которая называлась конкубинат. Иногда случалось так, что богатый человек благородного происхождения, официально холостой или вдовый, имел постоянные отношения с женщиной гораздо более низкой по социальному статусу, например, со своей служанкой. Жениться он на ней по разным причинам не мог, но тем не менее хранил верность. Дети, рожденные в таких отношениях, считались незаконнорожденными, однако имели такие же права на наследство их отца, как и его законнорожденные дети, если таковые имелись (сильно подозреваю, что такой конкубиной богатого адвоката была мать Леонардо да Винчи). Конкубина могла в любой момент покинуть своего партнера, например для того, чтобы официально выйти замуж за кого-то другого, и он не имел права ее удерживать или преследовать. Но конкубиной не могла быть проститутка, зарабатывающая продажной любовью.
Итак, в день святого Андрея в 1523 году у сеньора Джованни Антонио Баттиферри из Урбино, священника и члена Апостолической палаты Ватикана, родилась дочь Лаура от его конкубины Маддаленны Коккапани из Карпи. В полном соответствии с законами конкубината, сеньор Баттиферри признал ребенка, дал девочке свою фамилию, и обеспечил безбедную жизнь и прекрасное образование. Более того, воспользовавшись своей близостью к святому престолу, в 1543 году он добился того, чтобы Лаура была официально признана законнорожденной и получила все причествующие ее положению права. Любопытно, что из документа, подписанного тогда папой римским Павлом III, следует, что у Лауры Баттиферри был родной брат Асканио и сводный Джулио (так что, возможно, у сеньора Баттиферри была не одна такая конкубина).
Получив помимо законного статуса приличное состояние, в том же 1543 году Лаура Баттиферри вышла замуж. Ее избранником стал придворный органист герцога Урбинского Витторио Серени. Судя по тому, что статус жениха был откровенно ниже социального положения невесты, скорее всего, это был ее личный выбор, который ей, вероятно пришлось отстаивать перед своей семьей.
Урбино. Дворец герцогов Урбинских и кафедральный собор. Современный вид
Первый супруг Лауры неожиданно умер спустя всего шесть лет после свадьбы. Конечно, медицина в те времена была на самом примитивном уровне, а в Италии постоянно свирепствовали какие-то эпидемии, но дальнейшее развитие истории наводит на мысли о том, что с этой смерть все было не так просто. Как только Витторио Серени похоронили, герцог Урбинский Гвидобальдо II делла Ровере тут же отправил вдову в монастырь, по официальной версии для того, чтобы она могла там дождаться прибытия из Рима отца, поскольку со смертью мужа осталась без достойного содержания и необходимого женского сопровождения. Или же герцог таким образом постарался обезопасить молодую вдову от какой-то угрозы, о которой ему было известно.
Санти ди Тито. Строительство храма Соломона. 1570. Деталь фрески с портретом Амманати. Капелла Святого Луки церкви Сантиссима-Аннунциата, Флоренция
Как бы там ни было, через некоторое время за ней приехал сеньор Баттиферри и увез ее в Рим. Даже не выдержав положенного годового траура, в апреле 1550 года Лаура вышла замуж во второй раз за флорентийского скульптора и архитектора Бартоломео Амманати, который также не так давно переехал в Рим, где работал по заказам папы римского. Пару венчал лично отец невесты, а церемония состоялась в одной из главных святынь католического мира - Святом доме девы Марии в Лорето.
Святой дом девы Марии в Лорето. Современный вид
Бартоломео Амманати был близким другом Джорджо Вазари, с подачи которого он, вероятно, и перебрался в Рим из Флоренции. Известно, что именно Вазари представил его папе римскому Юлию III. Все биографы как Амманати, так и Лауры Баттиферри утверждали, что несмотря на то, что жених был почти на 12 лет старше невесты, пара вступила в брак по большой любви и сохранила эти чувства до конца своей совместной жизни (Амманати пережил Лауру на три года, скончавшись в 1592 году в возрасте 81 года).
И надо же было такому случиться, что в то же самое время в Рим из Флоренции приехал и придворный художник Козимо I Медичи Аньоло Бронзино, уже считавшийся европейской знаменитостью.
Продолжение следует…