САЛЬВАДОР ДАЛИ. РАСПЯТИЕ, ИЛИ ГИПЕРКУБИЧЕСКОЕ ТЕЛО. 1954

May 08, 2024 02:05





Сальвадор Дали. Распятие, или Гиперкубическое тело. 1954



Часть 1.

Сальвадор Дали лишь в одном всегда принципиально отличался от своих соратников по сюрреализму: он, человек воспитанный в религиозной семье, всегда в той или иной степени оставался христианином и католиком, тогда как в традициях сюрреалистов было декларировать не только приверженность к анархизму, но и к атеизму, иногда даже к воинствующему. По этой причине от компании сюрреалистов в свое время отстранился Рене Магритт. Сам он был к проблемам веры был, скорее, равнодушен, хотя и любил иногда поддразнивать своих друзей вопросами, типа: «Скажи-ка мне, Бретон, а что ты думаешь об Иисусе Христе?» или «А задумывался ли ты, Бретон, о загадочности католицизма?» Но однажды Поль Элюар и Андре Бретон оскорбили его жену Жоржетту, потребовав, чтобы она сняла крест, который всегда носила на шее, и этого художник уже не вынес. В итоге, его разногласия с сюрреалистами по такому, казалось бы, не столь уж принципиальному поводу, привели к тому, что он не просто поссорился с коллегами, но вообще уехал навсегда из Франции.



Сальвадор Дали. Мрачная игра. 1929

Сальвадор Дали так радикален никогда не был. Читая его биографию, вообще очень сложно отделить эпатаж и игру на публику от реальных и искренних переживаний. Невозможно, например, понять на самом ли деле он боялся кузнечиков, или описание ужаса, который художник якобы испытывал при встрече с этим насекомым, должно было всего лишь подвести зрителя к восприятию определенной символики, которую Дали решил придать этому насекомому в своих картинах.

Судя по всему, воспитанный глубоко верующей матерью, Дали до определенного момента пытался разделить две стороны своей личности: католика и художника. «Я христианин и католик, но, чтобы быть художником, ни того, ни другого не требуется,» - говорил он. А его жизнь, откровенно полная эпатажа, сексуальных перверсий и жажды денег, никак не могла быть жизнью благочестивого христианина. Да он и сам прекрасно это осознавал. В 1941 году, заканчивая свою биографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим», Дали писал: «…в этот момент у меня все еще нет веры и я боюсь, что умру без неба…» и там же размышлял:

«…С 1929 года я без передышки изучал все достижения и открытия Науки за последние сто лет. И если мне не удалось проникнуть во все секреты из-за устрашающей специализации, то я интуитивно постигал их ориентацию и их онтологическое значение. Среди множества вещей, которые остаются еще для нас загадочными и необъяснимыми, со все большей силой и величием подтверждается одна истина: ни одно из философских, нравственных, эстетических и биологических открытий не позволяет отрицать Бога. Во времена, когда отдельные науки выстроили стены, тем более нет иной крыши, нежели святые Небеса…»



Сальвадор Дали. Искушение святого Антония. 1946



Сальвадор Дали. Мадонна Порт-Льигата (первая версия). 1949

С начала 1940-х годов что-то в его сознании стало меняться еще более радикально. Причин этих изменений могло быть несколько: разумеется, и нестабильность мира, в котором шла война, и «кризис среднего возраста» мужчины, приближающегося к своему сорокалетию, и поиск новых тем и сюжетов для творчества. Но как бы там ни было, именно с этого времени в творчестве Сальвадора Дали начинает появляться все больше и больше работ на религиозные темы.

К этому новому интересу добавилось и неизгладимое впечатление, которое на Дали произвели ядерные взрывы: опыты американских ученых и бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Он писал, что «отныне атом был [его] любимой пищей для размышлений». В 1951 году Дали сочинил «Мистический манифест», в котором представил свою новую теорию искусства, которую назвал «ядерным мистицизмом», объединив в странную, но цельную систему католицизм, математику и прочие науки и каталонскую культуру в попытке восстановить классические ценности и методы живописи В том же году он совершил поездку с лекциями по США, чтобы пропагандировать свой «ядерный мистицизм» и объяснять публике «движение возврата к духовному классицизму» в современном искусстве, которое он провозгласил.

Программным произведением этой новой художественной концепции Сальвадора Дали и стала картина «Распятие, или Гиперкубическое тело», известная также под названием «Corpus Hypercubus».

Продолжение следует…

история, Дали, картины

Previous post Next post
Up