ВЕЛИКОЕ МУЗЕЙНОЕ ОГРАБЛЕНИЕ: ШЕДЕВРЫ, ПРОПАВШИЕ НАВСЕГДА

Mar 25, 2024 02:05





Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне



Пожалуй, самыми драматичными всех преступлений в мире искусства можно считать  нераскрытые кражи и ограбления, поскольку в этом случае не только остаются ненаказанными злоумышленники, но и великие произведения исчезают бесследно. Самое громкое из таких дел - это ограбление музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне (США).



Джон Сарджент. Портрет Изабеллы Стюарт Гарднер. 1888

Изабелла Стюарт Гарднер, супруга миллионера Джека Лоуэлла Гарднера-младшего, занялась коллекционированием в 1865 году, чтобы заглушить боль после смерти двухлетнего сына. Вместе с мужем она много путешествовала по Европе и Ближнему Востоку. Их любимым городом была Венеция, где они подолгу жили в палаццо Барберини.

Вообще художественную коллекцию начал собирать еще в середине 19 века отец Изабеллы, Дэвид Стюарт, преуспевающий нью-йоркский торговец текстилем. Тогда в ней преобладали шедевры старых мастеров, итальянских и голландских, но были представлены и несколько работ импрессионистов, а также коллекцию украшала внушительная коллекция древних китайских ваз.



Бернар Беренсон. Фотография нач. 20 в.

В конце 1890-х годов супруги Гарднер решили подойти к формированию своего собрания более систематически, и привлекли для этой цели известного историка и искусствоведа Бернарда Беренсона (он же Бернард Вальвроженский из Виленской губернии). Поскольку в средствах они были неограничены, то очень быстро смогли создать  собрание мирового уровня, включающее более 2500 предметов, в числе которых картины, скульптуры,  гобелены, фотографии, работы из серебра и керамики, а также рукописи и архитектурные элементы, такие как двери, витражи и камины. Кстати, одним из самых ценных экспонатов их собрания считается фрагмент автографа струнного секстета Петра Чайковского «Воспоминание о Флоренции».



Патио музея Изабеллы Стюарт Гарднер

В 1903 году уже после смерти Джона Гарднера в специально построенном для этой цели здании, стилизованном под обожаемый Изабеллой венецианский дворец, была открыта публичная галерея. Музей был задуман не только как выставочный комплекс для широкой публики, но и как личные апартаменты самой эксцентричной миллионерши. После ее смерти во дворце все осталось, как и при ее жизни, вплоть до столов в выставочных залах, накрытых для чаепития всех желающих. В общем, это был очень милый и уютный музей, в котором старательно сохраняли изначальную доброжелательную и гостеприимную атмосферу.

И вот все роковым образом изменилось в ночь с 17 на 18 марта 1990 года, когда весь Бостон бурно отмечал День святого Патрика.

Музей обладал серьезной службой охраны, но против коварно задуманного преступного плана даже подготовленные охранники оказались бессильны.

Первая попытка проникнуть в здание была предпринята за несколько дней до преступления. Возможно, это был пробный шар или разведывательная операция, но все было организовано достаточно профессионально. Около входа в музей поздно ночью было инсценировано нападение на некоего молодого человека. Произошла драка, потом нападавшие разбежались, а жертва начала стучать в двери музея, умоляя впустить. В ту ночь в здании музея дежурил охранник, который не имел привычки нарушать инструкции, поэтому якобы раненого парня в здание он не впустил, вместо этого вызвал полицию и службу спасения. Тогда молодой человек, как ни в чем не бывало, ретировался, завернул за угол, переговорил со своими былыми недругами, после чего вся компания загрузилась в машину и уехала.



Фоторобот преступников, ограбивших музей Изабеллы Стюарт Гарднер

Вероятно, после этой неудачи планы несколько подкорректировали. Вместо беспомощной жертвы уличного нападения в ночь ограбления во входные двери постучались полицейские. И тогда, в нарушение всех инструкций, охранник Рик Эбот впустил наряд в здание. Полицейские оказались ряжеными, они моментально нейтрализовали охрану (хорошо, что хоть никого не убили), после чего группа разделилась, одни сторожили пленников, другие отключили сигнализацию и камеры видеонаблюдения (в этом музее они были уже в то время), а третьи снимали со стен картины, очевидно выбранные заранее. Криминальное мероприятие заняло два часа.



Рембрандт. Буря на Море Галилейском. 1633



Ян Вермеер Дельфтский. Концерт



Тициан. Похищение Европы



Эдуар Мане. У Тортони

Было похищено 13 полотен, среди которых 3 картины Рембрандта (в том числе и единственный в его творчестве морской пейзаж «Буря на море Галилейском», оцененный в 15 млн. долларов в ценах начала 1990-х гг.), «Концерт» Вермеера (70 млн. долларов), «Похищение Европы» Тициана, «У Тортони» Э.Мане и 5 полотен Дега. Все в целом было оценено примерно в 300 млн. долларов. Хотя позднее специалисты пришли к выводу, что украдены все же отнюдь не самые ценные вещи из гарднеровского собрания, из чего следовало, что брали конкретные картины под определенный заказ.

Сыщики сразу же заподозрили, что охранник Рик Эбот, впустивший грабителей, мог быть их сообщником. Выяснилось, что в день перед ограблением он производил какие-то странные манипуляции с сигнализацией, то включая, то выключая ее, что иногда он якобы забывал запирать боковую дверь, и что он вообще был последним человеком, посетившим зал, из которого преступники вынесли награбленное. Впрочем, никаких обвинений против Эбота так и не выдвинули, а проверку на детекторе лжи он благополучно прошел. Его напарник вообще не вызвал у следователей никаких подозрений, тем более, что он оказался на дежурстве случайно, поскольку его вызвали на замену вместо заболевшего сотрудника.



Майлз Коннор

Трагизм этого происшествия заключается в том, что до сих пор, несмотря на все усилия полиции и частных сыщиков, несмотря на награду в 1 млн. долларов, предложенную музеем за информацию о картинах или о похитителях, никаких следов коллекции или грабителей так и не было обнаружено. Поначалу единственной зацепкой были сведения, полученные от кого-то из полицейских информаторов о том, что якобы эту кражу организовал «великий криминальный ум» некто Майлз Коннор, который руководил действиями грабителей, находясь в тот момент времени за решеткой. Не факт, что сыщики вообще как-то отработали эту версию, поскольку их внимание сразу переключилось на деятельность многочисленных бостонских банд, принадлежащих к ирландским и  итальянским этническим криминальным структурам, многие из участников которых имели подтвержденный опыт ограблений банков и ювелирных магазинов.



Джеймс Джозеф Балджер по кличке Уайти. Фотография из полицейского досье 1953 г.

В какой-то момент основным претендентом на роль организатора кражи некоторые полицейские называли Джеймса Джозефа Балджера по кличке Уайти. Его группировка занималась вымогательством, ростовщичеством, подпольным игорным бизнесом, ограблением грузовиков, торговлей оружием и крышеванием наркоторговли. Кроме того Уайти сотрудничал с ФБР, сливая федералам информацию о своих конкурентах. в 1994 году его куратор сообщил ему о предполагаемом аресте, и Уайти пустился в бега. Его арестовали только через 16 лет, и он получил два пожизненных срока за причастность к нескольким десяткам преступлений. 89-летний Уайти был убит в тюрьме в 2018 году. Любопытно, что ни на допросах, ни на процессе, ни позднее, когда он общался с журналистами, уже будучи в заключении, тема ограбления музея Изабеллы Стюарт Гарднер никогда не всплывала. И если он и знал о ней что-то, или был как-то причастен, то эти тайны Уайти унес с собой в могилу.

Впрочем, еще в 1991 году куратор Балджера из ФБР предлагал ему миллион долларов за информацию о похищенных картинах, и к его изумлению, Уайти ответил, что понятия не имеет о том, кто это мог сделать.

В апреле 1994 года тогдашний директор музея Энн Хоули получила анонимное послание, отправленное из Нью-Йорка, автор которого утверждал, что кое-что знает о похищенных картинах. Он предложил музею сделку: в обмен на информацию выплатить ему 2,6 миллиона долларов и обеспечить иммунитет от судебного преследования. Таинственный корреспондент просил в случае согласия в газете The Boston Globe напечатать цифру один перед значком доллара в  курсовой таблице обмена валюты  в графе с курсом итальянской лиры. Кроме того автор письма упомянул, что картины вывезены в страну, где покупатель может считаться их законным обладателем, если он не знал о происхождении купленного.

К делу подключили ФБР, и они посоветовали выполнить все условия анонима. Через неделю Хоули получила еще одно письмо, где тот же автор выражал недовольство возросшей активностью полиции. Он написал, что теперь собирается продумать способ безопасного обмена картин на деньги, и сообщит дальнейшие инструкции. И больше писем не было. Так и осталось непонятным, было ли это письмо от одного из похитителей, который побоялся завершить сделку, опасаясь ареста, или же кто-то попытался вытянуть из музея деньги, но отступил, поняв, что процесс находится под контролем спецслужб.



Уильям Янгворт на суде. фотография 2000-х гг.

В 1997 году мелкий мошенник по имени Уильям Янгворт III, занимавшийся подделкой документов и жульничеством с антиквариатом, неожиданно заявил, что может вывести власти на след картин. За это он потребовал выплатить ему объявленную музеем награду, естественно, гарантировать иммунитет от судебного преследования, а заодно освободить из заключения его старого приятеля Майлза Коннора, имя которого всплывало еще на начальном этапе расследования. По утверждению журналиста газеты The Boston Herald Тома Мэшберг, который встречался с Янгвортом, тот якобы показал ему картину Рембрандта «Христос во время шторма на море Галилейском», и прямо при нем сделал соскоб краски с полотна для экспертизы. Позднее выяснилось, что  краска действительно относится к эпохе Рембрандта, но не имеет отношения к украденной из музея картине, а пресловутый Рембрандт - это всего лишь копия полотна.

И сейчас американские спецслужбы периодически рапортуют о том, что они раскрыли эту «кражу века» либо напали на верный след похитителей. В 2000-х годах следствие снова вернулось к изучению деятельности  бостонских банд, члены которых периодически сдавали конкурентов, и в число их прегрешений непременным пунктом добавляли ограбление музея Изабеллы Стюарт Гарднер. Бандитов арестовывали, многие их них получали приличные сроки за свои преступления, но ни разу информация о хранении украденных картин в бандитских  тайниках в Бостоне, Ирландии или Японии, так и не подтвердилась.

Слухов было много, они и сейчас продолжают множится, выдвигаются новые версии, но еще ни одно полотно на свое место в бостонском музее так и не вернулось. Но по крайней мере, обнадеживает то, что поиски не прекращаются.

В музее все еще надеются на возвращение похищенных шедевров, и не меняют экспозицию, оставив на месте отсутствующих картин пустые рамы в знак напоминания о трагедии. Сами картины пока можно увидеть только в 3D инсталляции.



P.S. На месте следствия, я бы все же присмотрелась повнимательнее к Янгворту и Коннору.

криминал, искусство

Previous post Next post
Up