ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ (МУЖИЦКИЙ). БИТВА МАСЛЕНИЦЫ И ПОСТА (БИТВА КАРНАВАЛА И ПОСТА). 1559

Mar 18, 2024 02:05





Питер Брейгель ьСтарший. Битва Масленицы и Поста. 1559



Часть 2.

Искусствоведы обычно объединяют в одну серию три картины Брейгеля, созданные примерно в одно время - в 1559 году. Помимо «Битвы Масленицы и Поста» в этот цикл включают «Нидерландские пословицы» и «Детские игры». Концептуально все эти произведения связаны тем, что в их основе лежат не мифологические или религиозные сюжеты, а народные традиции, обычаи и развлечения. Кроме того, они все примерно одного размера, небольшие:  около 100 х 150 см. Об это условной серии упоминает даже Карл ван Мандер в своей знаменитой «Книге о художниках»:

«…Он написал также «Спор между Постом и Масленицей» и одну картину, которая изображает, как применяются в борьбе со смертью всевозможные врачебные средства. Сверх того, он написал картину, где представлены разные детские игры, и еще бесчисленное множество других переполненных разнообразными сценами маленьких картин…»



Питер Брейгель Старший. Нидерландские пословицы. ок.1559



Питер Брейгель Старший. Детские игры. ок.1559-60

Все три картины объединяют также сходный стиль, организация композиции и техническое решение. Художник даже заложил в них определенный игровой момент, ориентированный на зрителей. Предполагалось, что гости владельца картины, разглядывая ее после ужина, смогут вести приятную и забавную беседу, узнавая и обсуждая ситуации, представленные художником в произведении.

Итак, на картине «Битва Масленицы и Поста» мы видим рыночную площадь нидерландского городка. Точной привязки к конкретной местности исследователи не нашли, поэтому считается, что Брейгель создал такой условный образ типичного населенного пункта во Фландрии. Площадь битком забита всевозможными персонажами, занятыми своими делами. При этом Брейгель использует свой коронный прием, когда организует композицию так, словно зритель находится на крыше, колокольне или вершине холма и наблюдает происходящее с высоты птичьего полета. Таким образом на уровне глаз зрителя оказывается круглое окно-розетка собора, находящееся справа, а прямо напротив взгляд упирается в окно второго этажа (или мансарды) в доме пекаря, в котором на палке выставлена тряпичная кукла, изображающая Карнавал.

Рыночную площадь ограничивают здания: слева - это трактир, справа -  собор, а прямо - дом пекаря с лавкой на первом этаже. Это придает композиции вид театральной сцены, где «улицы и церковные двери служат проходами, по которым актеры входят на площадь и покидают ее».

Через центр картины проходит условная линия, которая как бы разделяет действо на две половины. Слева - территория Масленицы, где царит буйное карнавальное веселье, так типичное для масленичной недели. А справа уже правит Великий пост, и персонажи, расположенные в этой части картины, кажутся более мрачными и сдержанными. Однако граница между Масленицей и Постом четко не определена, поэтому иногда приверженцы Великого Поста и Масленицы вторгаются в пространство друг друга.

Брейгель построил сцену так, что взгляд зрителя постоянно перескакивает с одной группы персонажей на другую, пытаясь совместить воедино впечатления от самых разных действий и происшествий. При этом композиция не распадается на отдельные эпизоды, а, напротив, кажется вполне цельной.

Продолжение следует...

картина, анализ, Брейгель Старший

Previous post Next post
Up