Часть 2.
Итак, на совсем небольшой картине Массейса (71 × 68 см), написанной маслом на дереве, сосредоточено значительное количество различных персонажей и предметов. В центре композиции находится молодая супружеская пара. Мужчина и женщина одеты достаточно скромно, но добротно: их одежда сшита из качественного сукна, отделана мехом, на пальцах - дорогие кольца, что свидетельствует об их зажиточности. Скорее всего они относятся к среде антверпенских бюргеров, так сказать, крепкий средний класс.
Глава семьи, меняла, занят своим привычным делом: он напряженно следит за равновесием чашечек весов, на которых лежат монеты. Его супруга, переворачивает страницу молитвослова, и, на мгновение оторвавшись от чтения, бросает взгляд на весы в руке мужа.
Перед мужчиной в левом нижнем углу картины находятся различные предметы, характеризующие его профессию. Это богато декорированный ограненный хрустальный кубок (ханап), инкрустированный металлом, раскрытый черный кошель с горстью жемчужин, рулончик бумаги, на который нанизаны четыре кольца с драгоценными красными и зелеными камнями. В центре нижнего края стола находится круглое зеркало, в котором отражается еще один персонаж картины, видимо, клиент, окно и церковный шпиль. Рядом с этими предметами находится груда золотых монет разных стран и достоинства.
Художник написал монеты настолько реалистично, что вполне возможно определить их достоинство и происхождение. Перед менялой находятся монеты Франции, Священной Римской империи, королевства Сицилии и английские пенни.
Меняла использует небольшие портативные весы, к которым обычно прилагались особые гирьки в виде ведерок. Несколько таких гирек лежат перед ним на столе.
Собор Богоматери Антверпена. Современный вид
Исследователи расходятся во мнении, какую именно операцию выполняет меняла. Выпуклое зеркало, которое находится на краю стола, показывает, что перед менялой стоит клиент, чья рука опирается на край окна. Кстати, за окном четко виден шпиль собора Богоматери Антверпена, которые указывает на место, где находится лавка менялы. Возможно, клиент собирается обменять ценности (вазу, жемчуг, кольца) на наличные деньги, которые кредитор взвешивает, чтобы точно установить соответствие веса монет и стоимости предметов. Либо клиент меняет лишь монеты, а ценности, разложенные перед менялой, относятся к какой-то другой транзакции. Но как бы там ни было, центром притяжения внимания и персонажей картины и зрителей является горка золота на зеленом сукне стола.
За спиной у менялы и его жены размещен открытый шкаф с двумя полками, на которых художник разместил изрядное количество исключительно тщательно выписанных предметов. Эти вещи не являются просто натюрмортом, собранным для, так сказать. «углубления характеристики быта». Они несут в себе более глубокий символический, даже в чем-то и назидательный смысл.
Основная идея натюрморта заключается в наглядном обозначении противостояния между добром и злом, между светскими и духовными ценностями, между временным земным и вневременным божественным в человеческой жизни.
На нижней полке слева мы видим закрытую коробку, символ скрытой божественности, а справа - потухшую свечу, символ тщеславия либо смерти. На верхней полке в левом углу находится прозрачный стеклянный графин цилиндрической формы, наполненный водой, традиционно символизирующий Непорочное зачатие (поскольку солнечный свет, проходит через сосуд и воду, не повреждая их). Далее идут два предмета, закрепленные на гвоздях, вбитых в полку. Это красный шнурок с шестью стеклянными бусинами, который символизирует Богоматерь, и вторые весы, возможно, напоминающие о весах Страшного суда. Третий предмет, висящий на шнурке между головами мужчины и женщины, предположительно является футляром от портативных весов.
Далее на полке находится свиток пергамента, который может символизировать скрытое знание. Рядом с ним стоит небольшой круглый серебряный поднос или блюдо, который может символизировать тщетность земных богатств. Перед которым положено яблоко либо апельсин (вообще, исследователи склоняются к апельсину), намекающий на первородный грех, либо указывающий на счастливый брачный союз. Вообще есть версия, что Массейс в своей картине использовал некоторые символы, аналогичные символам на знаменитом «Портрете четы Арнольфини» Яна Ван Эйка, поскольку видел эту картину и восхищался ей.
Правую половину полки занимают книги и бумаги, очевидно, связанные с профессиональной деятельностью менялы. Это счета, ценные бумаги, бухгалтерские книги, где он записывает клиентов, принятые и выданные им суммы и т.д. На книге, находящейся ближе к правому краю картины, лежит лист пергамента, на котором художник поставил свою своеобразную подпись, нарисовав скрещенные молоток и наковальню, возможно, как намек на его первую работу кузнеца.
Рядом с полками, в правом верхнем углу находится полуоткрытая дверь, за которой мы видим небольшую часть улицы возле конторы менялы, стену и окно дома напротив. За дверью стоят двое мужчин, которые о чем-то оживленно беседуют, и один из них поднимает вверх указательный палец, чтобы предупредить или предостеречь своего собеседника. Поскольку разговор происходит возле конторы, есть вероятность, что предупреждение это касается нечестности этого конкретного менялы либо опасности пользоваться услугами менялы в принципе. Хотя по другой версии, случайные прохожие просто ведут какой-то праздный разговор, и художник их не одобряет, и потому изображает в несколько карикатурном виде.
Продолжение следует...