Сидни Пэджетт. Иллюстрация к рассказам о Шерлоке Холмсе Артура Конан Дойла
С предметами декоративно-прикладного искусства Шерлоку Холмсу за время его профессиональной карьеры довелось сталкиваться, вероятно, даже чаще, чем с произведениями живописи. И это, прежде всего потому, что к этой категории предметов искусства относятся и ювелирные украшения, излюбленный объект приложения усилий для воров и грабителей всех времен и народов. Сюда же можно отнесли и драгоценные камни, красть которые еще удобнее, благодаря их небольшому размеру и весу.
Голубой бриллиант ("Голубой карбункул")
Желтый бриллиант ("Камень Мазарини")
Черная жемчужина ("Шесть Наполеонов")
Среди украденных драгоценностей, которые вернул владельцам Шерлок Холмс, фигурировали и знаменитые цветные бриллианты («Голубой карбункул», «Камень Мазарини»), и жемчужина Борджиев («Шесть Наполеонов»).
Берилловая диадема Елизаветы II ("Владимирская тиара")
Корона св. Эдуарда Исповедника
Бриллиантовые подвески в серебре
Доктор Уотсон отдельно описал историю, связанную с берилловой диадемой, украденной из особняка банкира, которому ее доверило некое весьма высокопоставленное лицо (специалисты-шерлокианцы доказывают, xто это был никто иной, как герцог Уэльский, будущий король Англии Эдуард VII). А сам Шерлок Холмс оставил подробные заметки, касающиеся дела старинного рода Мейсгревов, которым еще в 17 веке была оставлена на хранение историческая корона английских монархов. Старинные драгоценности испанской работы, среди которых были бриллианты, оправленные в серебро, фигурировали как один из ключевых моментов в деле об исчезновении леди Фрэнсис Карфэкс.
Разумеется, Холмс превосходно разбирался не только в ситуации на черном рынке антиквариата, где сбывались и краденые драгоценности, он знал все подробности истории всех наиболее знаменитых драгоценных камней и ювелирных украшений, мог провести профессиональную экспертизу сокровищ и оценить их примерную стоимость.
В сущности, в кражах драгоценностей и антиквариата нет никакой особенной интриги. Нечто более любопытное может оказаться в обстоятельствах, которые эти происшествия сопровождают. Вероятно, Холмсу доставляло гораздо большее удовольствие распутывать порой весьма причудливые события, сопутствующие исчезновению тех или иных ценностей, и разбираться в психологии участников событий, нежели банально гоняться за вульгарными бандитами, которые влезли в чей-то дом и стащили все, что показалось им ценным.
Кабинет. Индия, 17 в. Дерево, слоновая кость, медная проволока, инкрустация.
Среди объектов декоративно-прикладного искусства, которые в том или ином контексте фигурировали в расследованиях Великого Сыщика, фигурировали весьма разнообразные предметы. Потерянные сокровища Агры хранились в старинном индийском сундуке ручной работы, настоящем произведении искусства бенаресских кустарей.
Гипсовый бюст Наполеона
Дело об убийстве итальянского скульптора и вора Беппо оказалось связанным не только с поисками знаменитой черной жемчужины Борджиев, но и со скульптурными бюстами Наполеона. Как оказалось, в Англии того времени имелось такое значительное число поклонников французского императора, что на производстве копий с известных скульптурных изображений Бонапарта специализировались целые мастерские. И одним из популярнейших образцов была голова императора, изваянная французским скульптором Девином (увы, я не смогла обнаружить имя этого скульптора в истории искусства, существует только современный французский художник Грегуар Девин, который работает в стиле граффити).
Фарфор династии Сун. 10-13 вв.
Совершенно особую роль сыграл в одном из расследований китайский фарфор династии Мин. Это дело было описано доктором Уотсоном под названием «Сиятельный клиент» (The Adventure of the Illustrious Client). Для успешного завершения расследования Холмсу нужно было добыть некую записную книжку, что было сложным делом, поскольку преступник известный в лондонском высшем обществе под именем барона Адельберта Грюнера, не расставался со своим досье, в котором были описаны все его любовные эскапады.
Блюдо династии Мин
Холмс придумал оперативную комбинацию, основным участником которой стал доктор Уотсон. Грюнер помимо коллекционирования любовных побед, был еще и страстным любителем и неплохим знатоком китайского фарфора. Поэтому, чтобы сыграть на этой его слабости, Холмс одолжил у одного из своих благодарных клиентов блюдце китайского фарфора династии Мин, вещь исключительно ценную и дорогую, и попросил Уотсона выдать себя за владельца этого раритета, а заодно и за коллегу-коллекционера.
Доктор Уотсон честно вызубрил по справочникам все, что полагалось знать человеку, который худо-бедно разбирается в предмете. Уотсон писал, что «…узнал о клеймах великих мастеров и художников, о печатях Хун-у, красонах Юнлу, сочинениях Тан-инь, и вершинах «примитивного» периода Сунн и Юань». Впрочем, по окончании операции он собирался благополучно выкинуть из головы всю эту информацию подобно студенту, который готовится к экзамену в последнюю ночь перед ним, а выйдя из аудитории, забывает не только называние предмета, но и имя преподавателя. А вот Холмс, похоже, прекрасно разбирался не только в психологии своего противника, но и в китайском фарфоре, поскольку безошибочно выбрал вещь, перед которой не смог бы устоять никто из коллекционеров.
Камея Гонзага
Еще одна история, связанная с любопытными предметами декоративно-прикладного искусства, была только упомянута доктором Уотсоном. Это было какое-то происшествие, связанное с ватиканскими камеями. Не совсем понятно, что здесь имелось в виду. Либо это были античные камеи, подобные эрмитажной камее Гонзага, хранившиеся в Ватикане, либо камеи, изготовленные уже в более позднее время с христианскими мотивами, но по той же древней технологии. И очень жаль, что история с ватиканскими камеями так и не была рассказана автором.