Рене Магритт
Часть 2.
Трудно сказать, какой бы художественный стиль избрал человек с таким психическим багажом как у Рене Магритта, родись он немного раньше или немного позже, но для человека, чей творческий путь начался в 1920-х годов, направление движения было заведомо определено - сюрреализм.
Рене Магритт. Жоржетта за фортепиано.ю 1923
Впрочем, Магритт начал немного издали. С 1916 по 1918 год он учился в Академии изящных искусств в Брюсселе, затем он ее покинул, и начал работать самостоятельно. Поначалу он работал сразу в нескольких направлениях. Вместе со своим другом помладше, Э.Л.Т.Мессентом он издавал дадаистский журнал, а с более старшим приятелем, Виктором Сервранксом, писал теоретический труд на тему чистой абстракции. И при этом самые первые полотна Магритта были выполнены в стиле пост-кубизма, модного в начале 1920-х годов, который можно еще назвать кубизмом, адаптированным для широкой публики.
Рене Магритт. Женщина (Донна). нач. 1920-х гг.
Неожиданным для всех этих художественных исканий, которые касались в основном художественного языка, было наличие сильного эротического начала. Сам Магритт вспоминал, что интерес к тайнам женской природы у него появился даже не после смерти матери, а еще раньше, когда он проводил каникулы у бабушки в небольшом городке Суанье.
Церковь старого кладбище в Суанье
Единственной достопримечательностью этого места была монастырская церковь, построенная в стиле ранней романской архитектуры. При ней сохранилось заброшенное кладбище с надгробиями 13 и 14 века. И вот на этом самом кладбище юный Рене любил играть с маленькой девочкой, своей ровесницей и подружкой. Игры у них были вполне обычные для детей в таком месте - они любили залезать в средневековые усыпальницы, заглядывать по мере возможностей под полуразрушенные плиты и за таинственные двери. Хотя очень может быть, что дети занимались не только играми в следопытов.
Кстати, именно на этом кладбище Рене впервые в жизни увидел художника, который писал аллею с обломками колонны и пожухлыми листьями. Работа провинциального живописца показалась Магритту настоящим колдовством, а сам художник - человеком, наделенным воистину волшебной силой. Именно тогда Рене и задумался о выборе своего жизненного пути.
До начала 1920-х годов Магритт мог пользоваться финансовой поддержкой отца. Учась в Академии, он жил в пансионе, где официально зарегистрировался как «рисовальщик». Позднее он переехал в новый дом своего отца, где ему принадлежал весь верхний этаж.
Академию Магритт посещал нерегулярно, но все-таки он не только многому там научился, но и обрел нескольких близких друзей. С одним из них, Пьером Флуке, Магритт даже в течение некоторого времени снимал одну мастерскую на двоих, а потом еще провел совместную выставку картин и плакатов.
В 1921 году Магритта призвали в армию, но служба прошла для него абсолютно спокойно. Офицеры относились к своему талантливому подчиненному вполне благосклонно и не мешали ему продолжать заниматься живописью.
Джорджо де Кирико. Песнь любви. 1914
Первым шагом на пути к становлению собственного стиля для Магритта стало знакомство с творчеством Джорджо де Кирико. Еще в 1914 году Рене впервые увидел репродукцию с картины де Кирико «Песнь любви» и был потрясен. Но собственно мотивы итальянского метафизика у Магритта начинают появляться только с 1925 года. И именно с этого времени он начинает превращаться в сюрреалиста. Его первой по-настоящему сюрреалистической картиной стал «Потерянный жокей», законченный в 1926 году. Впрочем, первая выставка его картин, написанных в новом стиле, оказалась неудачной. Брюссельская публика явно еще до них не дозрела.
Рене Магритт. Потерянный жокей. 1926
Понятно, что подлинной Меккой для начинающего сюрреалиста был Париж, куда в 1927 году и отправился Магритт с супругой. По началу им пришлось устроиться в предместье у родственников Жоржетты. Добираться в центр было довольно сложно, а прекрасный вид на Сену не мог полностью компенсировать неудобства, так что Магритты постарались как можно скорее перебраться поближе к центру города.
В то время после краткого периода безденежья, когда Магритт зарабатывал как мог, сотрудничая в журналах, в издательском бизнесе и даже рисуя эскизы для обоев, у него наконец улучшилась денежная сторона жизни. Магритт заключил контракт с брюссельской галереей Сенто, и получил гарантированную финансовую стабильность.
Андре Бретон
Камиль Гоманс
Французский сюрреалисты во главе с Андре Бретоном вовсе не жаждали принимать в свой круг какого-то бельгийца (для французов до сих пор бельгийцы - люди второго сорта, годящиеся лишь на то, чтобы стать героями дурацких анекдотов вроде наших чукч). Даже несмотря на то. что у него был покровитель в лице бельгийского поэта-сюрреалиста Камиля Гоманса, имевшего некоторое влияние в их среде. Ни на какие значимые мероприятия Магритта в то время не приглашали, ни в каких совместных сюрреалистических проектах он не участвовал. Для французских сюрреалистов его как будто и не существовало.
Рене Магритт. Убийца в опасности. 1927
Некоторые исследователи предполагают, что это было связано с тем, что в сюрреализме того времени существовало разделение на сюрреализм, который создавался с помощью определенных механистических приемов (этим занимались, например, Миро, Арп, Макс Эрнст после 1924 год), и сюрреализм фигуративный, который разрабатывали последователи де Кирико (Макс Эрнст до 1924 года, Магритт и несколько позднее Дали). Бретон отдавал предпочтение сюрреалистам первой категории и старательно игнорировал второе направление.
В конце концов, несмотря на то, что отношение к Магритту со стороны парижских сюрреалистов постепенно стало более лояльным, он предпочел расстаться с их кругом. Его стал раздражать Бретон, который мнил себя единственным гуру и раздавал художникам ценные указания. Несмотря на то, что Магритт был исключительно спокойным и тихим человеком, он начал возражать и спорить с Бретоном, а потом махнул на все рукой и в 1930 году вернулся в Брюссель. К тому же брюссельский торговец картинами свернул свой бизнес и Магритт снова был вынужден искать себе возможность стабильного заработка.
Вообще, история о том, как поссорились Рене Магритт и Андре Бретон, достойна отдельного рассказа, поскольку в ней фигурировали противоречия в восприятии католической веры, а также рыцарские чувства Магритта по отношению к жене Жоржетте.
Рене Магритт. Предательские образы. 1929
15 декабря 1929 года вышел двенадцатый выпуск «Революции сюрреалистов», в котором помимо прочих материалов были помещены и четыре статьи Магритта. Художник в этом году создал одно из самых значительных и максимально концептуальных своих произведений, картину «Предательские образы», на которой изображена курительная трубка с надписью «Это не трубка» (Ceci n`est pas une pipe). Об этом полотне вышло несколько восторженных отзывов в соответствующей прессе, и Магритт сразу приобрел определенную популярность в художественных кругах.
По поводу выхода двенадцатого выпуска «Революции сюрреалистов», Бретон организовал у себя на квартире вечеринку, на которую в этот раз были приглашены и Магритты. Рене и Жоржетта ехали к Бретону в одном такси с Полем Элюаром (от которого незадолго до этого жена ушла к Дали). Элюар заметил, что Жоржетта носит на шее крестик и заметил, что лучше было бы носить не христианский символ, а камушек. Жоржетта заявила, что этот крестик принадлежал ее бабушке, что она привыкла его носить и что она ни за что его не снимет (и вообще какое твое собачье дело). В некоторых случаях супруга Рене Магритта могла быть дьявольски упрямой.
Проблема была в том, что Андре Бретон был атеистом и ярым антиклерикалом. Магритт и раньше любил его подкалывать, задавая время от времени провокационные вопросы, типа: «Скажи-ка мне, Бретон, а что ты думаешь об Иисусе Христе?» или «А задумывался ли ты, Бретон, о загадочности католицизма?» Впрочем, обычно Бретон не обижался на такие разговоры, и Магритты не могли предположить, что в этот раз что-то будет по-другому. Хотя вполне возможно, что они сознательно нарывались на скандал.
Когда они приехали на вечеринку, Бретон тоже заметил крестик на шее у Жоржетты и потребовал, чтобы «этот предмет» был снят. Жоржетта молча встала и вышла, а Рене последовал за ней. На лестнице их догнал Луи Арагон и попросил вернуться, но Магритты предпочли уйти, причем навсегда.
Рене Магритт. Благовещение. 1930
Кстати, в 1930 году Магритт создал картину «Благовещение», фантастический пейзаж, который он заполнил искусственными объектами непонятного происхождения и назначения, в числе которых были фигурные столбики, которые обычно именуются «бильбоке Магритта», узорная бумажная аппликация и металлическая стена с бубенчиками.
К началу 1930-х годов у Магритта уже сложился своеобразный словарь образов, из которых составляются многие из его полотен. В их числе:
Рене Магритт. Смысл ночи. 1927
• человек в котелке - персонификация самого художника, который с 1938 года и сам начал фотографироваться только в таком виде. Предполагается, что котелок для Магритта символизировал внешнюю благопристойность, в противовес бурной и сюрреалистически таинственной внутренней жизни художника;
Рене Магритт. Встреча. 1927
• бильбоке-некие объекты, подобные столбцам балюстрады, либо стилизованным шахматным фигурам, обозначают тягу художника к однотипным фигурам и обобщённым формам;
Рене Магритт. Человек в котелке. 1964
• скрытые объекты - сначала в форме скрытого лица, а затем скрытые объекты вообще, иллюстрирующие одну из основных идей Магритта о том, что все не то, чем кажется. Магритт вообще любил играть с различными предметами, переходящими один в другой. Он полагал, что следует разделять понятия невидимого и скрытого, поскольку видимое может быть скрытым и наоборот;
Рене Магритт. Купальщица между светом и тьмой. 1935
• обнажённая женщина - как объект насилия, чаще всего ее беззащитность подчеркивается контрастом с одетым мужчиной.
Рене Магритт. Использование слов. 1927
И самое главное, что открыл Магритт для мирового искусства - это его художественные изыскания в области семантики, которые начались с «Предательских образов». Магритт изучал взаимоотношения между образом и словом и пришел к выводу, что слова и вещи не эквивалентны, они лишь связаны между собой, но не взаимозаменяемы. Поэтому на его картинах появляются предметы с неверными подписями или же только слова, представленные как самостоятельные объекты или как окружение персонажей.
Продолжение следует...