ЕВФРОСИНИЯ ПОЛОЦКАЯ И ЕЕ КРЕСТ

Aug 11, 2022 02:05





Крест Евфросинии Полоцкой



Часть 2. Крест

В 1161 году Евфросиния, которая еще раньше создала в Полоцке иконописную и ювелирную мастерские, заказала местному ювелиру Лазарю Богше изготовить напрестольный крест для Спасского собора.



Св.Евфросиния Полоцкая. Икона 19 в.

Имя ювелира известно поскольку он сам выгравировал его на одной из золотых пластинах, украшавших крест: «Г[оспод]и, помози рабоу своему Лазорю, нареченомоу Богъши, съделавшемоу крьстъ сии црькви стаго Спаса и Офросиньи».

Вероятно. Лазарь Богша был выходцем из Юго-Западной Руси. Имя Лазарь он получил при крещении, а прозвище Богша скорее всего было сокращением от его славянского языческого имени Богуслав.



Медальоны из Киевского клада 1824 г. Перегородчатая эмаль

Неизвестно, где он учился ювелирному делу, но уровень его мастерства был настолько высок, что можно предположить даже, что он учился у византийских мастеров в Константинополе. Руку Лазаря Богши можно увидеть еще в нескольких ювелирных произведениях соответствующего периода, выполненных в технике перегородчатой эмали, например, медальоны из Киевского клада 1824 года.

Техника перегородчатой эмали, которую применяли по большей части для изделий из золота, отличалась необычайной сложностью и требовала от мастера большого умения и опыта. Для изготовления объекта на тонкой золотой пластине оттискивали углублённый контур будущего изображения. Затем, внутри него напаивались тонкие золотые нити, образовывавшие перегородки. Лоток с перегородками заполнялся стеклянными массами разных цветов и обжигался в печи. Кроме более распространенных синей, красной, белой и зелёной эмалей, русские мастера использовали также редкие пурпурную, голубую и темно-жёлтую эмали. Завершалась работа тщательной полировкой готового изделия.



Патриарший крест



Лотарингский крест

Напрестольный крест Евфросинии Полоцкой был изготовлен в виде шестиконечного патриаршего (или архиепископального) креста, который иногда путают с лотарингским. Разница заключается в том, что у лотарингского равные поперечные перекладины располагаются на равном же удалении от концов вертикали, а у патриаршего обе перекладины сдвинуты к верхней части вертикали. Верхняя, более узкая перекладина представляет собой titulus, то есть доску для надписей, введенную по распоряжении Понтия Пилата.

Крест имел высоту 51,8 см, длина верхнего перекрестия составляла 14 см, а нижнего 21 см. Основа реликвии была выполнена из кипариса. К его передней и обратной поверхностям прикреплены 21 золотая пластина, а к боковым - 20 серебряных пластин. Крест был декорировал драгоценными камнями и чеканным орнаментом, а край передней стороны креста обрамляла нить жемчуга.

Пластины передней стороны представляют великий, или расширенный деисус. На верхних концах креста размещены поясные изображение Иисуса Христа, Матери Божьей и Иоанна Предтечи; в центре нижнего перекрестия - четыре евангелиста; на его концах - архангелы Гавриил и Михаил, в нижней части креста, после перекрестия - изображения святых Ефросинии Александрийской, Софии и великомученика Георгия (покровителей заказчицы и её родителей).

В верхнем перекрестии прикреплен небольшой четырёхконечный, а в нижнем - шестиконечный кресты. На обратной стороне креста представлены образы отцов церкви: святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Назианзина, апостолов Петра и Павла, первомученика Стефана, великомучеников Димитрия Солунского и Пантелеимона. Над каждым изображением сделаны надписи греческими и славянскими буквами.

Крест был выполнен как мощевик: в его середине, в пяти квадратных подписанных гнездах находились реликвии: фрагменты Креста Христова с каплями его крови, камень из гробницы Божией Матери, частица от Гроба Господня, частицы мощей святых Стефана и Пантелеимона, кровь святого Димитрия. Предполагается, что эти священные реликвии были присланы для Евфросинии из Константинополя (похоже, у нее действительно были родственные связи с Комнинами).

На боковых торцах креста по спирали в два ряда ювелир поместил следующую надпись:

«Въ лѣ[то] 6000 и 669 покладаеть Офросинья чьстьныи кр(е)стъ въ манастыри своемь въ ц(е)ркви С(вя)т(о)го Сп(а)са. Чьстьное дрѣво бесцѣньно есть, а кованье его злото, и серебро, и камѣнье, и жьнчигъ въ 100 гривнъ, а др[ѣво] 40 гривнъ.

Да нѣ изнесѣться из манастыря никогда же, яко ни продати, ни отдаті, аще се кто прѣслоушаеть, изнесѣть и от манастыря, да не боуди емоу помощникъ чьстьныи кр(е)стъ ни въ сь вѣкъ, ни въ боудщии, и да боудеть проклятъ С(вя)тою Животворящею Троицею и с(вя)тыми отци 300 и 18 семию съборъ с(вя)тыхъ от(е)ць и боуди емоу часть съ Июдою, иже прѣда Х(ри)с(т)а. Кто же дрьзнеть сътвори с[ие], властелинъ или князь, или пискоупъ, или игоумѣнья, или инъ которыи любо ч(е)л(о)в(е)къ, а боуди емоу клятва си. Офросинья же раба Х(ри)с(то)ва, сътяжавъши кр(е)стъ сии, прииметь вѣчную жизнь съ всѣ[м]и с[вятыми]»

Из всего этого древнерусского текста можно сделать следующие выводы:

• крест был закончен в 6669 году от Сотворения мира, то есть действительно в 1161 году (6669 - 5508 = 1161);

• материалы для работы обошлись в 140 гривен (для 12 века это астрономическая сумма, поскольку доход всего Полоцкого княжества за год не превышал 40 гривен), а священные реликвии, естественно, бесценны;

• на крест было наложено настоящее заклятие, грозящее всяческими неприятностями тому, кто посмеет изъять реликвию из монастыря, куда его вложила преподобная Евфросиния. И надо признать, что это совсем не было лишним, хотя и не сработало в конечном итоге.



Установление поклонения Кресту св.Евфросинией Полоцкой. Клеймо житийной иконы

Крест спокойно хранился в Полоцке чуть больше полувека. Затем в 1222 году город был захвачен смоленским князем Мстиславом Давыдовичем, который и перевез трофей в свой Смоленск. Там он находился до начала 16 века. Вещь считалась настолько ценной, что в 1495 году в Смоленске даже сделали его копию, чтобы не опускать его в воду при водосвятии.



Смерть Мстислава Давыдовича в Смоленске



Осада Смоленска Василием III

В 1514 году великий князь Василий III, захватив Смоленск, вывез крест в Москву. Как большая драгоценность и военный трофей реликвия попала не в митрополичью, а в царскую казну и употреблялась в богослужениях редко по самым большим праздникам. Кроме того, в Москве крест был реставрирован.



Осада Полоцка

Иван Грозный, человек не столько набожный, сколько суеверный, был убежден в существовании особой волшебной «крестной силы» полоцкого креста. Поэтому он взял его в поход на Полоцк в 1563 году. Судя по всему, он поклялся, что вернёт крест на прежнее место в случае победы, что и исполнил, как об этом свидетельствовал летописец:

«Когда же боголубезный царь и великий князь, мысля итти на оступников крестианския веры на безбожную Литву, бе же тогда в его царской казне крест полотцкий, украшен златом и камением драгим ... Нецыи же поведают: впрежнии некогда смолняне и полочане держаше у себя государей князей по своим волям, и меж себя смолняне с полочаны воевахуться, и тот крест честный смолняне в Полотцку взяша в войне и привезоша в Смоленск; егда же благочестивый государь князь Великий Василий Иванович вся Русии вотчину свою Смоленск взял, тогда же и тот честный крест во царствующий град Москву привезен. Царь же и великий князь тот крест обновити велел и украсити. И тот крест взя с собою и, имея надежу на милосерднаго Бога и на крестную силу, победити враги своя, еже и бысть…»



Осада Полоцка в 1579 году

Когда в 1579 году Полоцк был захвачен войском Стефана Батория, монахи спрятали крест (куда именно, летописи не уточняют), но реликвию от грабежа они уберегли. После того, как крест был снова обретен, его перенесли в Софийский собор Полоцка. После Брестской церковной унии он был передан униатам, но они почитали реликвию также, как и православные.



Софийский собор в Полоцке

аЕще почти 250 лет прошли для креста Евфросинии относительно спокойно, пока Наполеон не начал свою военную кампанию. Тогда крест просто вмуровали в стену, чтобы спрятать (очень может быть, что от Стефана Батория его прятали точно также)

В 1839 году, когда уния была ликвидирована, реликвия снова вернулась к православным. В 1841 году епископ Василий Лужинский возил крест в Москву и Петербург для поклонения. После пребывания в Москве и Петербурге реликвия была возвращена в Полоцк и помещена в Спас-Преображенском соборе Спасо-Ефросиньевского монастыря (то есть крест наконец-то вернулся в храм для которого его и изготовили).



Спас-Преображенский собор в Полоцке

Прошло еще около восьмидесяти лет, и у креста Евфросинии началась новая жизнь, ведь в России произошла революция. А в 1922 году в Мюнхене один из крупнейших русских историков, Евгений Францевич Шмурло, издал масштабный труд «История России 862-1917», где был приведен список  из 12 самых выдающихся памятников духовной культуры Киевской Руси. Крест святой Евфросинии был безоговорочно  включен в этот список наряду со «Словом о полку Игореве», Дмитриевским собором во Владимире и Печерским патериком.



Евгений Францевич Шмурло



Титульный лист книги "История России 862-1917" Е.Ф.Шмурло

В 1928 году крест Евфросинии Полоцкой перевезли из Полоцка в Минск. Это была типичная для того времени ситуация, когда церковные ценности экспроприировались и собирались в одном фонде, чтобы потом распределить их для разных целей. Золотые и серебряные изделия могли переплавить в слитки, если комиссия полагала, что они не представляют художественной и культурной ценности. Иконы могли передать в местные музеи (или порубить на дрова). Более ценные экспонаты могли отправить в Москву, в Государственный музейный фонд, откуда их распределяли по другим музеям или отсылали на зарубежные аукционы, чтобы пополнить государственную казну.

Крест Евфросинии Полоцкой  сочли ценным художественным произведением, но регионального уровня, и оставили в одном из минских музеев.



Дом Советов в Могилеве. 1935

Через год руководство Белоруссии приняло решение перенести столицу республики из Минска в Могилев, поддержанное и в Кремле. В новой столице даже построили целый комплекс правительственных зданий - Дом Советов. Туда же для пополнения довольно скромной коллекции местного музея перевезли и некоторое количество церковных сокровищ из Минска.

Предполагалось, что коллекция будет храниться в Могилевском историческом музее, однако, судя по всему, сокровища были размещены за бронированной дверью в специально оборудованной комнате-сейфе Могилевского обкома партии (по другой информации комната-сейф была оборудована в самом музее).



Икона Богоматери Белыничской

Коллекция действительно состояла из реликвий необыкновенной ценности. Помимо церковной утвари (серебряные оклады, потиры, кубки сосуды, чаши) в нее входили несколько особо ценных икон, в том числе и особо чтимая в Белоруссии икона Богоматери Белынической, античные золотые украшения из Помпеи, серебряная булава Сигизмунда III, большая коллекция серебряного холодного оружия, золотой и серебряный ключи от старинных врат Могилева, табакерки, часы и перстни работы самых известных мастеров-ювелиров 17-19 века.

Но само главной ценностью могилевской коллекции без сомнения был крест Евфросинии Полоцкой.



Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко

В самом начале Великой Отечественной войны, уже в июле 1941 года когда немцы подходили к Могилеву, могилевские сокровища было решено эвакуировать в тыл страны. Эвакуацией руководил первый секретарь ЦК ВКП (б) Белоруссии, Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко.

Как это обычно бывает в нашей стране, музейные ценности вывозились в страшной спешке и с большим опозданием. Немцы в тот момент уже находились в окрестностях города. Но оперативная обстановка все же позволила колонне из трех грузовиков в последний момент относительно благополучно покинуть город.

Пономаренко лично сопровождал колонну, которая должна была перемещаться по маршруту Могилев-Смоленск-Можайск-Москва. По пути грузовики несколько раз попадали под бомбежку, но предполагалось, что им удалось благополучно прибыть в Москву. Вроде бы машины видели у управления кадров Красной Армии на Ленинских горах.

Сам Пантелеймон Пономаренко в 1943 и 1945 годах в публичных выступлениях заявлял, что крест Евфросинии Полоцкой не был утрачен, а находится в распоряжении руководства страны. Также существует документ, копия которого в свое время была переслана в Министерство культуры РСФСР, где сообщалось, что летом 1941 года сразу после того, как колонна грузовиков из Могилева прибыла в Москву, могилевские сокровища, в числе которых был и крест, демонстрировались Лаврентию Берии.

По официальной версии белорусские сокровища, спасенные от фашистов, во время войны бесследно затерялись где-то на территории России, а возможно до сих пор пылятся в запасниках одного из провинциальный музеев (более вероятны музеи Уфы или Самары, поскольку в этих городах во время войны хранились белорусские архивы). Конечно, этот вариант развития событий был весьма вероятен, и в музейных запасниках тоже время от времени находят что-то особо ценное, но все-таки маловероятно, что крест Евфросиии Полоцкой могли банально потерять в фондах какого-нибудь провинциального музея, всех сотрудников которого, очевидно, одновременно сразила эпидемия болезни Альцгеймера.

Более циничный вариант развития событий предположили уже в 1990-е годы, когда стали писать о том, что Крест стал частью оплаты Советского Союза долгов по ленд-лизу (то есть его чуть ли не обменяли на тушенку). Но в таком случае, эта вещь, которая без сомнения имеет мировое художественное значения, непременно была бы выставлена в каком-то из музеев США, ведь это было бы законное приобретение. В 1990 году ООН инспирировала поиски креста в США, которые не дали никакого результата.

После войны официальная советская версия развития событий уместилась всего в пару строк: «До 1941 года Крест Евфросинии Полоцкой хранился в Могилеве. Вывезен немецко-фашистскими захватчиками». Но никакой дополнительной информации о том, как он мог попасть к немцам, если грузовики с ценностями успели выйти из города до оккупации, эта версия не сообщает.

Так что не удивительно, что исследователи попробовали более тщательно изучить маршрут передвижения колонны с могилевскими ценностями. Возможно, какая-то часть грузовиков действительно добралась до Москвы, ведь Пантелеймон Пономаренко был в столице уже в середине лета 1941 года. Но весьма велика вероятность, что часть груза, в том числе и Крест, застряли в Смоленске.



Смоленск в годы Великой Отечественной войны

Один из историков обнаружил в архиве так называемого «Оперативного штаба Розенберга» (в данный момент эти документы хранятся в Киеве, в Центральном Государственном архиве высших органов власти и управления Украины) запись от 22 января 1943 года:

«Сообщение д-ра Эссера в зондерштаб «Изобразительное искусство» о так называемом Могилевском серебряном сокровище. Указывается, что оно находится в Смоленске у СД, однако уже передано Штабу, а именно зондеркоманде «Смоленск». Сокровище состоит из 369 отдельных предметов, упакованных в 4 больших ящика. Более подробного описания нет. Эссер обещал позже прислать опись».

Возможно, речь в этом документа действительно идёт о вещах, которые Пономаренко вывозил из Могилева. Смущает только то, что педантичные немцы назвали Могилевское сокровище «серебряным», а Крест Евфросини  Полоцкой однозначно был декорировал золотыми пластинами.

Кстати, доктор Карл-Хайнц Эссер был довольно квалифицированным экспертом в области искусства, который со знанием дела руководил вывозом ценностей из дворцов в пригороде Ленинграда.

Несмотря на то, что в начале 1990-х годов властями независимой Белоруссии  были предприняты довольно активные попытки разыскать крест, и сейчас считающийся одним из символов страны, стало ясно, что пока это невозможно. Поэтому во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной церкви в Белоруссии в 1992 году было решено воссоздать крест. Работу благословил иерусалимский патриарх Диодор и патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет.



Освещение копии Креста св.Евфросинии Полоцкой

Крест воссоздал ювелир-эмальер из Бреста, Николай Кузьмич. 24 августа 1997 года митрополит Филарет освятил копию креста Евфросинии Полоцкой. В настоящее время он хранится в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиньевского женского монастыря, именно там, где и хотела его видеть преподобная Евфросиния Полоцкая.

P.S. Так не хочется верить, что Крест погиб при штурме Смоленска. Пусть уж лучше лежит где-нибудь тихо в музейных фондах, не важно в Уфе или в Вашингтоне…

истории, женщины, декоративно-прикладное искусство

Previous post Next post
Up