На этот раз мы попросили амбассадора Nikon
Виктора Лягушкина, известного подводными съемками, рассказать об оборудовании для подводной пещерной фотографии:
“Подводная фотография стала массовой в марте 1963 года, когда компания Nikon начала серийный выпуск амфибийной камеры Nikonos-I. В 1958 году ее сконструировали инженеры команды Кусто, назвавшие свое изобретение Calypso, а в 1962-м Nikon купил патент на производство. С тех пор оборудование для подводной съемки сильно изменилось - съемка стала легче, проще и доступнее. Высокие ISO и скорострельность, работа со светом - все это позволяет решать самые сложные фотографические задачи. Даже снимать подводные пещеры.
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/60
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 16 мм
Что же должно оказаться в арсенале современного фотографа, который отправляется на съемку под воду, да еще и в пещеру? Сложность условий оставляет ему небольшой выбор. В отличие от морей, озер и рек, в подводных пещерах нельзя снимать ни зеркальными камерами в пластиковых пакетах, ни амфибийными «мыльницами», ни просто «мыльницами», ни столь популярными в последнее время экшн-камерами. На какие параметры камеры и объектива следует обратить внимание, чтобы понять, годятся ли они для пещерной подводной съемки?
Мой «портрет с производства» с камерой и объективом Nikonos
Камера: Nikon D70
Объектив: AF NIKKOR 10.5mm f/2.8G ED DX Fisheye
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/60
ISO: 200
Фокусное расстояние: 10.5 мм
Первое. Ширина угла. Замкнутое пространство подводной пещеры требует использовать широкоугольный объектив. А еще и вода играет роль мутного голубого фильтра. Получается, что выбора нет вообще, и оптимальным объективом окажется фишай, из-за которого, в свою очередь, сразу отпадает очень широкий ряд камер - это «мыльницы» и почти все беззеркальные аппараты, которые в большинстве своем не имеют хорошей автофокусной широкоугольной оптики. И раз уж вы берете фишай, то это также отсекает защиту камеры в виде герметичного пакета с плоским стеклом, подойдет только бокс со сферическим портом.
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/125
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 16 мм
Второе. Светосила объектива. Вода очень сильно поглощает свет, в «темных» объективах на сенсоры попадает слишком мало фотонов, и из-за низкой контрастности автофокус не справляется. На суше вы можете исправить положение, сфокусировавшись на объекте вручную, но под водой ручная фокусировка не сработает, потому что камера наводится не на реальный объект, а на его уменьшенное изображение в сферическом порту, и точность фокусировки «на глаз» будет слишком низкой.
Третье. Возможность подключения вспышек. Для фотосъемки в пещерах все чаще и чаще используют мощный видеосвет, но вспышки пока продолжают лидировать, поэтому необходимо иметь возможность их подключения.
Если учесть все перечисленное, получается, что пещерный подводный фотограф обречен на зеркальную камеру с объективом фишай в боксе со сферическим портом.
Зато по чувствительности и «скорострельности» никаких особых требований нет: многие мои знаменитые фото сделаны на камеру Nikon D200, причем максимальное значение ISO составляло 400 с объективом AF NIKKOR 10,5mm f/2.8G ED DX Fisheye, а «Хозяйку Орды» я снимал уже на полноформатную камеру Nikon D3s с объективом AF NIKKOR 16mm f/2.8D Fisheye.
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/80
ISO: 200
Фокусное расстояние: 16 мм
Таким образом, у подводного пещерного фотографа-«никониста» с собой окажется один из трех возможных объективов: AF NIKKOR 10,5mm f/2.8G ED DX Fisheye, AF NIKKOR 16mm f/2.8D Fisheye или один из амфибийных объективов от камеры Nikonos. Последнее совершенно не значит, что сама камера тоже будет старинной Nikonos: многие подводные фотографы высоко оценили качество этих объективов, поэтому производители сделали возможной их установку на свои боксы с современными зеркальными камерами. У стекол Nikonos есть ряд преимуществ и недостатков. Они предназначены для съемки под водой, и качество их рисунка и геометрии выше, чем у связки «порт+фишай наземный». Они гораздо меньше и легче, чем сфера, поэтому комплект легче транспортировать и проще обращаться с ним, его сложнее поцарапать. С амфибийными объективами не работает автофокус, но, поскольку он наводится на реальные объекты, можно фокусироваться вручную. Самый большой минус этого решения - им нельзя снимать на воздухе. Это значит, что про сплиты можно забыть (сплит - художественный и технический прием, при котором часть объектива оказывается под водой, а часть - над ее поверхностью).
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/18
Выдержка: 20
ISO: 100
Фокусное расстояние: 30 мм
Кроме фишая, вам может потребоваться макрообъектив для съемки деталей. Я долгое время пользовался AF NIKKOR 60mm f/2.8D Micro, и он служил мне верой и правдой. Это очень хороший объектив, который остается резким по всему полю кадра даже при диафрагме 30. На сегодняшний день их уже не выпускают, но зато появился его современный аналог AF-S Micro NIKKOR 60mm f/2.8G ED. Большинство подводных фотографов предпочитает макрообъективы с более длинным фокусным расстоянием, например, AF-S NIKKOR 105mm f/2.8G Micro VR IF-ED, так как он позволяет снимать подводную фауну издалека, в то время как для съемки на 60 mm вам нужно уткнуться портом чуть ли не в сам объект, чего, естественно, животные пугаются. Мне довелось поснимать на Байкале объективом AF NIKKOR 200mm f/4D Micro IF-ED, и это вообще безупречный инструмент. Резкий, очень красивый, само совершенство. Владельцы камер формата DX могут посмотреть еще такие варианты: AF-S DX MICRO NIKKOR 85mm f/3.5G ED VR или AF-S DX MICRO NIKKOR 40mm f/2.8G.
Вот пример моего снаряжения для съемки проекта «Ординская пещера. Познание»”.
Следите за новостями: совсем скоро мы расскажем, какие еще аксессуары Виктор берет с собой на съемки в подводные пещеры! Другие снимки Виктора Лягушкина можно посмотреть в
галерее!