У амбассадора Nikon мэтра спортивной фотографии Роберта Максимова “говорящих” снимков за всю карьеру накопилось не на одну книгу. Фотограф показал несколько дорогих ему фотографий и рассказал, при каких обстоятельствах они были сняты.
Автор:
Роберт Максимов Камера: Nikon F
Объектив: NIKKOR-Q 200mm f/4
Фокусное расстояние: 200 мм
“1973 год. В Минске проходит знаменитый матч по легкой атлетике между сборными СССР и США, который приравнивался к Чемпионату мира, так как туда съезжались все-все звезды. Американец вышел на старт, пошел дождь, и наш тренер Виктор Ягодин встал с зонтиком рядом с ним. Позже этот кадр вышел на обложке «Легкой атлетики», потом его хотели купить американцы… Словом, это был очень востребованный кадр”.
Камера: Nikon F3
Объектив: AF-S NIKKOR 400mm f/2.8
Диафрагма: f/2.8
“Олимпийские Игры в Нагано, лыжная гонка на 10 км. Все спортсмены пробежали, а лыжник Филип Бойт был последним. Один спортивный бренд взял его на сборы, чтобы подготовить к гонке и выпустить в своей экипировке - это был чистой воды коммерческий проект. Спортсмен прибежал на финиш минут через 15 после последнего лыжника. Все ушли, кроме легендарного Бьерна Дэли: он стоял на финише в одиночестве и ждал. Когда африканский спортсмен, наконец, пересек черту, чемпион его встретил и подбодрил. Трибуны ликовали: это был очень трогательный и спортивный жест!”
Камера: Nikon F3
Объектив: AF-S NIKKOR 400mm f/2.8 с конвертером 1.4
Диафрагма: f/2.8
“Это снято на пленочный Nikon F3 в 1998 году, на пленку Kodachrome, которую тогда проявляли только в Лос-Анджелесе. Херманн Майер - многократный олимпийский чемпион по прозвищу «Херминатор». Я получил задание редакции снять его во что бы то ни стало - тогда практически ни у кого в Советском Союзе, а потом и в России, не было кадров с ним. Приехал на соревнования, получил аккредитацию, забрался на склон, вместе с другими фотографами стал ждать: долго никого не было, затем показался вертолет. Мы поняли: что-то пошло не так. Это было грандиозное падение Майера на скоростном спуске: его развернуло, он вылетел через две сетки… Многие опытные горнолыжники тогда сказали, что после такого падения спортсмены на старт не выходят. Расстроенные, мы все покинули трассу и уже в пресс-центре услышали новость: завтра Херминатор будет выступать на Super-G! Рано утром мы сели в автобус, однако вскоре стало понятно, что из-за пробки мы опаздываем, а правила для прессы на соревнованиях достаточно жесткие: ты должен снимать только с той точки, которую для тебя определил шеф-фотограф. Чтобы попасть туда, надо сойти с подъемника выше по трассе и быстро спуститься на позицию. Самое главное: ровно за час до старта трасса закрывается… Когда мы поняли, что у нас в запасе всего 15 минут, мы остановили нашего водителя и пустились к трассе бегом. Получили пропуски и решили подниматься до точки пешком: на подъемник уже не успеть. А это километра полтора вверх, в гору, со всем оборудованием, по глубокому снегу вдоль ледяной трассы. Было очень тяжело: 20 кг железа на себе, снег под ногами, кислорода не хватает, пульс запредельный. Метров через 400 остановились французские фотографы, еще через 200 метров отстали итальянцы. Я остался один. Но ведь я приехал сюда за этим кадром! Плюс меня, как бывшего спортсмена, охватил азарт, я просто не мог сдаться. Мой путь занял 45 минут, причем последние метры я шел так: проходил 5-10 метров, останавливался, дышал, чтобы успокоить пульс. Перед финальным «рывком» дал себе 10 минут отдыха. Когда добрался на позицию, стоявшие на точке коллеги-фотографы сильно удивились: откуда я взялся? До сих пор никто мне не верит, что я дошел туда сам. Один из этих снимков Майера я сделал в тот день, второй - чуть позже. Для меня эти кадры - напоминание о преодолении, о том, какой ценой иногда приходится добывать заветный кадр”.
Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/2000
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 400 мм
“Олимпиада в Сочи. Биатлон. Француз Мартен Фуркад. Была очень неприятная погода, страшный снегопад, спортсмен выходит на стрельбище. Фотографов там близко не подпускают, снимать приходится издалека. Но я обратил внимание, что в этом месте биатлонисты пробегают мимо олимпийских колец, и спланировал такой снимок. Это 400 мм с конвертером, и что важно - сработал автофокус. Что, как вы знаете, в такой снегопад практически невозможно, но на этом кадре все удачно совпало - и фокус, и кольца, и борьба”.
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR
Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/1000
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 400 мм
“2004 год, Олимпийские Игры. Я снимал легкую атлетику, предварительные забеги. Сфотографировав всех лидеров, начал просматривать протоколы и заметил, что в последнем забеге участвует спринтер из Ямайки. А все знают, что ямайские спортсмены здорово бегают - решил снять и его тоже. Тогда он в финал не попал, однако через четыре года выиграл первую олимпийскую медаль в Пекине - это был Усэйн Болт”.
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II с конвертером
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/1000
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 550 мм
“2012 год. Разница с первым снимком в восемь лет, за которые Болт «пробежал» выдающуюся спортивную жизнь и подкорректировал историю легкой атлетики”.
Камера: Nikon D3
Объектив: AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/640
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 300 мм
“Первый кадр я сделал лет 12 назад на юношеских соревнованиях по теннису: мальчик с отцом наблюдали за игрой. Я заметил их с площадки, быстро поменял объектив на 300 мм и сделал снимок. Долгое время фотография лежала у меня без дела, но она мне очень нравилась - настроением, эмоцией, светом. Кадр вышел удачный и именно такой, каким я его увидел, тут нет ни капли фотошопа”.
Камера: Nikon D5
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/1250
ISO: 5000
Фокусное расстояние: 200 мм
“Чуть больше года назад позвонил мне отец с этого снимка, Станислав, и спросил, не хочу ли я сделать фотографию с продолжением: он видел снимок, и он ему тоже очень понравился… И вот на последнем Кубке Кремля я встретил его после очень сильного матча: играл наш Александр Бублик с испанцем. И спросил отца, где же его сын? Он заулыбался - оказалось, его сын и есть Александр Бублик. Для меня это стало полной неожиданностью, я совершенно не сопоставил мальчика с фотографии с молодым двухметровым теннисистом!”