Как снимать на рассвете

Aug 15, 2013 12:04

Вы согласны с тем, что главное в фотографии - свет? Именно от света зависит, какой снимок получится в результате. При съёмке пейзажа фактор освещения становится ещё более важным, так как управлять положением и мягкостью излучения солнца мы не можем. Если фотограф знает, чего ждать и к чему готовиться в тот или иной час, шансы сделать очень хорошие фотографии сильно возрастут.



До рассвета

Для получения эффектных снимков раннего утра надо встать ещё до рассвета. Приблизительно минут за 30 до того, как солнечный диск покажется из-за горизонта. Первые его лучи, отражаясь от атмосферы Земли, начинают освещать пространство. Такой свет имеет минимальную интенсивность и практически не заметен глазу, но чем ближе момент восхода, тем лучше освещается пейзаж. Снимать в таких условиях, разумеется, можно лишь со штатива на очень длинных выдержках - от нескольких десятков секунд до нескольких минут.



Чем ближе рассвет, тем меньше холодных ночных оттенков; повышается общая световая температура. А на востоке, в том месте, где вскоре появится солнце, заметно красивое сияние. Не упустите этот момент!



Свет в эти мгновения очень мягкий, тени полностью отсутствуют, так как прямых солнечных лучей пока нет, а сцену освещает лишь отражённый свет.



В этих условиях на снимке хорошо прорабатывается фактура, к примеру, галька и большие камни на морском побережье. Ещё один плюс съёмки моря в предрассветные минуты - общая низкая освещённость сцены, которая позволяет выставить длинную выдержку и превратить воду в туман.



Стоит помнить о том, что выбирать точку съёмки для работы в это время суток придётся заранее, скорее всего, накануне, при хорошем свете. Безусловно, во время самой съёмки можно доверить камере самостоятельный выбор экспозиции, но, если вы хотите усилить красный оттенок, присущий рассветному часу, то сделайте корректировку на «минус». Однако, в этом случае, вы должны быть готовы к тому, что детали «в тенях» будут менее читаемы. Лучше воспользоваться режимом ручной фокусировки, чтобы получить максимальный контроль над процессом съёмки.



Снято на Nikon D7000

Рассвет



Вот солнце появилось из-за горизонта. В этот момент, если над горизонтом зависла плотная облачность или стоит дымка, сдерживающая яркость солнца, можно включать солнечный диск в кадр и снимать рассвет в контровом освещении. Вероятность поймать нежелательный блик близка к нулю.



Если же солнце светит интенсивно, а вы смотрите на него с напряжением, то, включая его в кадр, вы практически гарантированно получите на фотографии блики. Можно попробовать отвернуть камеру в сторону и использовать бленду. А ещё, можно развернуться в противоположенную сторону и снимать то, что находится у вас за спиной.

При появлении солнца возникают красивые длинные тени, создающие объём. А небо по-прежнему отражает большое количество солнечных лучей, играя роль заполняющего источника света. Таким образом, контраст между освещёнными и теневыми участками сцены выйдет не очень большим, а детали на фотографии будут хорошо проработаны как в свете, так и в тени.



Помните, что первые два часа после восхода остаются самыми лучшими для съёмки пейзажа. Поэтому, даже если вы проспали сам рассвет, попасть в нужное место в эти самые два часа нужно обязательно. По мере увеличения яркости света разница в освещённости неба и земли будет увеличиваться. Для правильного экспонирования кадра лучше всего воспользоваться градиентным фильтром или сделать несколько кадров в режиме брекетинга и собрать их в одну фотографию при помощи компьютера во время постобработки.

Утренние часы

Чем выше поднимается солнце, тем более нейтральной становится цветовая температура, тем глубже тени, тем выше контраст. В какой-то момент детали в тенях уже заметно проваливаются в черноту. Когда солнце зависло высоко над горизонтом, не стоит пытаться включать его в кадр.



В утренние часы очень важно выбрать правильный угол падения солнечных лучей на пейзаж. Нужно постараться заставить длинные тени играть в вашу пользу, делая кадр более объёмным.



Туман от влажных дорог, рек и водоёмов может быть очень интересен. Детали ещё ясно видны, но с увеличением расстояния пейзаж становится всё светлее и, в конце, размывается. Это одна из возможностей передачи третьего измерения в двумерной фотографии.



Орг. вопросы

Лучше всего использовать два объектива: широкоугольный и телеобъектив. Штатив поможет получить резкие изображения и избежать расплывчатых из-за дрожи в руках снимков. Half-ND-фильтр будет полезен в случаях, когда разница в освещении неба и объектов на переднем фоне достаточно велика.

Если разница в светотени между небом, где находится солнце, и сценой на переднем плане является чрезмерно большой, то небо очень сильно контрастирует с общей композицией кадра или, наоборот, тёмная передняя сцена стирается, трудно сбалансировать экспозицию. В таком случае рекомендуем использовать Half-ND-фильтр/серый оттенённый фильтр/. Половина фильтра - это серый ND-фильтр, который снижает яркость света, а вторая половина - это прозрачный бесцветный фильтр. Он убирает яркость небесного света и выравнивает разброс плотностей между верхней и нижней частями изображения. Этот фильтр пригодится всегда. Таких фильтров с разной степенью плотности в затенённой части хорошо бы иметь несколько.



Мы выражаем благодарность фотографам, чьи иллюстрации использовались при написании данной статьи, а именно Дмитрию Чушкину, Екатерине Коровушкиной, Евгению Гордееву, Трею Ратклиффу, Елене Ванеевой, Даниилу Коржонову, Алену Валлиору, Андрею Ведерникову, Даниилу Коржонову, Владимиру Брагину, Алексею Тудакову.

Мы продолжим тему освещения в пейзажной фотографии советами о том, как лучше всего снимать при дневном, вечернем и ночном освещении. Следите за нашими публикациями!

свет, пейзаж, советы

Previous post Next post
Up