Магистратура Nikon. Съёмка с фильтрами.

Jul 19, 2016 12:34

Вы когда-нибудь пробовали снимать с фильтрами? Чаще всего различные фильтры используются в цифровой фотосъемке для защиты объектива, однако различные типы фильтров также влияют на изображение. Они помогают фотографу обеспечить идеальную экспозицию или цветовой баланс и добавить специальные эффекты, а в некоторых случаях даже избавляют от необходимости дополнительной обработки снимков. Сегодня вам помогут разобраться во всех сложных моментах пейзажной съемки с фильтрами эксперты нашей новой Магистратуры: амбассадор Nikon Даниил Коржонов, профессиональные пейзажные фотографы Антон Агарков и Александр Кукринов.

И традиционный конкурс в рамках Магистратуры: оставляйте в комментариях под постом ваши эксперименты со съемкой с фильтрами до 10 августа включительно. Наши эксперты выберут победителя, и мы подарим ему фирменные призы от Nikon! Также будем рады увидеть в комментариях ваши дополнения к советам.

Напоминаем, что от одного участника мы ждем до 7 фото с указанием используемой при съемке техники. На конкурс принимаются работы, снятые на Nikon.

Автор: Даниил Коржонов




Антон Агарков:

«Градиентные фильтры, что сейчас, что в эпоху пленочной фотографии - самый быстрый способ уравнять яркость неба и земли. Это делает их одним из главных инструментов пейзажного фотографа. Подобные фильтры существуют в двух видах - накручиваемые и пластинчатые. Первые затемняют ровно половину кадра, что делает их очень неудобными. Вторые можно двигать вверх-вниз и поворачивать под углом к горизонту. Я предпочитаю использовать именно такие фильтры. Самые ходовые - фильтры на 1, 2 и 3 ступени, то есть такие, которые частично затемняют кадр в 2, 4 и 8 раз. Иногда одного фильтра может не хватить, чтобы затемнить очень яркое небо, и вам придется сложить два фильтра вместе. В такой ситуации дешевые фильтры проявляют свою дешевую натуру - они начинают придавать фотографии паразитный тон. Например, очень распространенные в России фильтры Cokin делают фотографию фиолетовой.

1. Все подобные фильтры, что дешевые, что дорогие, делают из пластика. А это значит, что они требуют бережного ухода - могут треснуть от нажима, деформироваться. Хуже всего, если между фильтрами попадет песок - тогда на пластинах останутся царапины, которые будут давать локальное падение контраста и неприятные мутные пятна на фотографиях. Я советую хранить фильтры в отдельных конвертах из мягкой ткани и отводить каждому фильтру свой индивидуальный конверт.



Для затемнения карельского неба использованы два градиентных фильтра на 2 и 3 ступени.
Диафрагма: f/18
Выдержка: 6
ISO: 200
Фокусное расстояние: 24 mm
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

2. На некоторые сверхширокоугольные объективы, такие как AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED, стандартные градиентные фильтры поставить не получится - даже пластины 100х200 mm не хватит, чтобы перекрыть поле зрения этого «ширика». Придется брать специальные фильтры большого размера, а также рамку-компендиум для установки этих фильтров на объектив. Это достаточно дорогое удовольствие, да к тому же громоздкое. В своих съемках я очень часто использую именно широкоугольный объектив и снимаю сцены, которые требуют широкого динамического диапазона. Поэтому в последнее время я отказался от градиентных фильтров и вместо них использую технологию яркостных масок (luminocity masks) для создания реалистичных фотографий с широким динамическим диапазоном. В отличие от градиентных фильтров, которые дают мгновенный результат, метод яркостных масок требует проводить больше времени за обработкой кадра, но поскольку я и так провожу много времени за обработкой, сведение земли и неба в один кадр органично дополняет мой рабочий процесс.



Для восстановления пересвеченных областей использован метод яркостных масок.
Диафрагма: f/16
Выдержка: 1/20
ISO: 31
Фокусное расстояние: 14 mm
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

3. Я активно использую фильтры с переменной плотностью, которые позволяют увеличивать выдержку в десятки раз. Например, с помощью такого фильтра вы можете в полдень получить выдержку в 2-3 секунды. Я очень люблю снимать в технике «мягкой воды», когда вода размывается до состояния шелка. Но в своих путешествиях я часто вижу водопады, которые надо снимать здесь и сейчас и идти дальше. Водопад «Жемчужина» в Дигорском ущелье Северной Осетии я снимал в полдень. Чтобы получить эффект «мягкой воды», я использовал фильтр ND1000 и получил выдержку 3 секунды, несмотря на яркое солнце.



Использован фильтр переменной плотности в максимально затемненном состоянии. Панорама из двух вертикальных кадров.
Диафрагма: f/11
Выдержка: 3 с
ISO: 64
Фокусное расстояние: 27 mm
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

4. Еще один интересный эффект, который можно получить с использованием таких фильтров, - эффект бегущих облаков. Так вы придадите кадру дополнительную динамику. Кстати, вы никогда не задумывались, зачем в камерах есть специальная шторка или заглушка на видоискатель? Как раз для таких ситуаций. Дело в том, что свет попадает на экспонометр камеры не только через объектив, но и через видоискатель. Без фильтра высокой плотности доля света, идущего через видоискатель, и ее влияние на замер экспозиции ничтожно малы. Но стоит накрутить фильтр, и паразитный свет может существенно помешать корректному замеру экспозиции. Поэтому перед съемкой с фильтром видоискатель стоит прикрывать. Я обычно делаю так: фокусируюсь, выставляю фильтр на максимальную плотность, закрываю шторку на видоискателе, фиксирую экспозицию и делаю кадр.



Панорама из двух горизонтальных кадров.
Диафрагма: f/22
Выдержка: 30
ISO: 31
Фокусное расстояние: 35 mm
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

5. Поляризационный фильтр - пожалуй, единственный фильтр, эффект которого нельзя сымитировать в редакторе. Поляризационный фильтр позволяет частично или полностью убрать блики с различных поверхностей. Например, на фотографии ручья на болоте Чефандзар в Северной Осетии я при помощи поляризационного фильтра убрал блики и проявил ярко-рыжий цвет ручья. А еще поляризационный фильтр, или просто «полярик», можно использовать как нейтрально-серый фильтр на две ступени. Если вы решили использовать поляризационный фильтр, да и вообще любой накручиваемый фильтр на широкоугольном объективе (например, 16-35 или 17-35), то постарайтесь купить фильтр в тонком корпусе, так как высокие стенки фильтра могут создавать неприятное затемнение по краям кадра при съемке на широкий угол.



Поляризационный фильтр.
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/160
ISO: 400
Фокусное расстояние: 24 mm
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED



Республика Коми. Два мира озера Большое Балбанты. Поляризационный фильтр помог убрать отражение гор на озере и проявить камни.
Диафрагма: f/13
Выдержка: 100
ISO: 640
Фокусное расстояние: 24 mm
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

6. Было сломано очень много копий и истерто немало клавиатур в сетевых спорах на тему, нужно ли использовать защитные, ультрафиолетовые и скайлайт-фильтры. Продавцы в фотомагазинах усиленно навязывают вам эти фильтры и уверяют, что они защитят вашу переднюю линзу от царапин и повреждений. Может быть, и так, но любое стекло, установленное перед передней линзой объектива, резко ухудшает качество фотографий. Так что мой совет - скручивайте лишние стекляшки и бережно относитесь к оптике. Наградой вам будет отличное качество фотографий».



Никаких фильтров ;)
Диафрагма: f/13
Выдержка: 1/3
ISO: 100
Фокусное расстояние: 14 mm
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Даниил Коржонов:

«Почему я использую фильтры? В основном, для морских съемок и съемок воды, когда необходимо сделать более длинную выдержку. Иногда даже на диафрагме 22 и минимальном ISO нельзя получить выдержку порядка 1/10-1 секунды, при которой вода становится мягкой, а тем более для выдержек больше одной минуты.



В этой фотографии я использовал ND 0.9 + GND 0.9 soft, чтобы избежать пересвета и чуть сгладить воду.

1. Сегодня даже для выпуклого AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED существуют фильтры и держатели. Хотя они очень хрупкие и дорогие, в паре с этими фильтрами можно получить удивительные фотографии. Не нужно бояться, что на 14-24 mm качество сильно упадет: стекла уже делают очень хорошие, и есть антибликовые бленды-щитки. 14 mm с фильтром - это невероятно мощный инструмент.



Здесь ND 400, круглый фильтр для длинной экспозиции: хотелось передать холод Севера, минимализм в деталях.

2. Градиентные фильтры делают фотографию более драматичной и позволяют избежать брекетинга и дополнительной работы в фотошопе по склейкам. А ещё иногда на конкурсах запрещено использовать композиты, что делает фотографии, снятые одним кадром, более ценными.



В этой фотографии градиент использован для усиления драматизма сцены
GND 0.9 soft.

3. Гораздо проще и дешевле использовать круглые фильтры либо системы 100 mm фильтров: они дешевле, да и есть комплекты для начинающих, такие как фильтры фирмы Cokin. Системы Lee и NiSi дороже, зато это стекла, которые дают лучшее качество и не царапаются.



Классический кадр с «мягкой водой». Здесь главное - не переборщить с выдержкой, чтобы не размыть воду в туман, а оставить красивые линии волны. Круглый Hoya ND 16 + «полярик».

4. Если вы сомневаетесь, какие же фильтры купить для начала, берите «полярик» (только круглый, обязательно в тонкой оправе), ND 16 и ND 8, ND 400 либо ND 1000.
«Полярик» пригодится для притемнения неба, ND 16 и ND 8 - для получения выдержек воды от 1/10 секунды до нескольких секунд на закате или в пасмурную погоду. Это сглаживает воду. ND 400 пригодится для длинных выдержек, когда вы хотите совсем заморозить воду или размыть облака.



Ещё один пример использования ND400 для заморозки воды.



Не всегда нужно использовать фильтры: иногда «живая» вода выглядит очень красиво сама по себе.

Мой комплект фильтров:
Для 14-24 mm - Lucroit Filters 165 mm:
- GND 0.9 soft;
- ND 0.9;
- ND 3.0 (оптическая плотность, ND 8 == ND 0.9, ND 1000 = ND 3.0 == big stopper).
Для 24-70 mm я использую круглые фильтры Hoya, Marumi:
- ND 16;
- ND 100;
- ND 400;
- «полярик».
Защитные фильтры я не использую».

Александр Кукринов:

«Развитие современной фотографии идёт семимильными шагами, и поэтому любой фотограф, неважно, любитель или профессионал, стремится представить свои работы более качественными, интересными и художественными. В этом нам с вами, безусловно, помогает использование различных фильтров, коих великое множество, и информации об их функциях и качестве в Сети достаточно. Что касается меня, то в пейзажной фотографии, кроме защитных фильтров, я чаще других пользуюсь затемняющими ND-фильтрами, о которых и расскажу.

ND-фильтры используют для того, чтобы посредством увеличения длины выдержки добиться эффектов, которые придадут художественности и неординарности фотографиям. Разгладить бурлящую воду, показать движение облаков или превратить движение машин в вечернем городе в эффектные трассеры.

ND-фильтры бывают разными по плотности, что позволяет в зависимости от ситуации использовать необходимую экспозицию.

1. Так как в данном случае мы говорим о длинных выдержках, не забудьте штатив и тросик (для использования выдержек больше 30 секунд). А также помните, что самые тёмные фильтры пропускают свет слабо, и в некоторых случаях вы не сможете произвести фокусировку с ними, поэтому лучше сначала сфокусироваться, переключить камеру в ручной режим фокусировки, а потом аккуратно накрутить фильтр.



Фильтр ND 1000, в данном случае облака двигались медленно, поэтому, чтобы показать их движение, понадобилось 75 секунд.
Диафрагма: f/16
Выдержка: 75
ISO: 100
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

2. Если вы ставите задачу снять движение облаков более художественно, то, на мой взгляд, привлекательнее выглядят снимки, сделанные на закате или рассвете, где палитра облаков богаче.

3. Важно также и направление движения облаков, лучше, если облака будут двигаться на вас, тогда вы можете получить перспективные диагонали, стремящиеся к основному объекту съёмки, что несомненный композиционный плюс.



Фильтр ND 1000.
Диафрагма: f/14
Выдержка: 120
ISO: 100
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

4. При длинной выдержке тяжело снимать пейзаж с деревьями, травой и всем тем, что двигается от ветра, если, конечно, не стоит задача специально размазать такие объекты. Поэтому для этих сюжетов лучше подбирать относительно безветренное время.



Фильтр ND 64.
Диафрагма: f/20
Выдержка: 120
ISO: 100
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR

5. Если вы едете на отдых к морю, то интересным времяпрепровождением станет съёмка на длинной выдержке морских волн, разбивающихся о прибрежные камни, здесь можно удачно совместить эффект сглаживания воды и разлетающихся облаков, а вода при этом превращается в нежное облако, окутывающее камни.



Фильтр ND 1000.
Диафрагма: f/18
Выдержка: 300
ISO: 100
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR

6. Можно поэкспериментировать с моделью в кадре. Естественно, ни один человек не сможет простоять, совершенно не двигаясь, несколько минут, поэтому лучше построить кадр так, чтобы модель занимала в нём немного места, а также не была лицом к объективу, так как на лице смаз будет выглядеть не очень. А вот развевающиеся волосы, наоборот, могут придать художественности.



Фильтр ND 1000.
Диафрагма: f/16
Выдержка: 180
ISO: 100
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR

7. Мы все ненавидим пробки, но при съёмке вечернего города можно получить интересный эффект, когда машины, двигаясь и останавливаясь, иногда проявляются среди трассеров, навевая даже некие философские размышления...)



Фильтр ND 64.
Диафрагма: f/14
Выдержка: 60
ISO: 100
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR

8. Так как подходящее время съёмки скоротечно, а выдержка длинная, нужно рассчитать экспозицию, необходимую для съёмки с определённым фильтром в определённых условиях. Для этого нужно выдержку, полученную без фильтра, умножить на коэффициент поглощения фильтра. Например, без фильтра 1/4 с, для ND 1000 - 250 с.



Выдержка: 1/50
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR



Выдержка: 1/4
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR



Выдержка: 1/2
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR



Выдержка: 1
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR



Выдержка: 8
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR



Выдержка: 25
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR

Не стоит думать, что чем длиннее выдержка, тем интереснее получится кадр, пробуйте разные, экспериментируйте, зачастую найти можно там, где меньше всего ожидаешь!»

Творческие возможности применения фильтров поистине безграничны, но получить хоть какую-либо достоверную информацию на эту тему очень трудно, и поэтому сделать правильный выбор фильтра нелегко. Для их использования вам лишь необходимо иметь фотоаппарат с объективом, имеющим резьбовое соединение для бленд и фотофильтров. Предлагаем вам ознакомиться с нашими фильтрами Nikon и выбрать себе подходящий: http://www.nikon.ru/ru_RU/products/category_pages/accessories/category_accessories_lens.page?ParamValue=Accessories&Subnav1Param=NIKKOR+Lenses&Subnav2Param=Others

Надеемся, наш материал будет вам полезен! Ждем в комментариях ваши эксперименты с фильтрами и техникой Nikon и напоминаем, что для участия в конкурсе необходимо добавить нас в друзья!

интервью, технические детали, магистратура, Я | ФОТОГРАФ

Previous post Next post
Up