Я | СНИМАЮ КОНЦЕРТЫ

Nov 04, 2015 15:40

Юлия Раскова - молодой красноярский фотограф, специализирующийся на концертной съемке. За достаточно короткое время Юлия успела стать штатным фотографом концертного зала Grand Hall Siberia, а также автором публикаций в различных изданиях, в том числе в журнале Foto&Video. По словам Юлии, фотография не только не отвлекает ее от музыки, но и помогает по-новому взглянуть на творчество любимых музыкантов, а с фанатами, мешающими многим другим фотографам, у нее сложились взаимно уважительные отношения. О том, как не попасть на концерте в слэм и максимально передать в фотографии энергию, идущую со сцены, Юлия рассказывает читателям «Мира Nikon».



- Как вы стали фотографом и когда начали заниматься концертной съемкой?

- По образованию я юрист, но жизнь привела меня к фотографии. Мои отец и дед увлекались фотографией, с самого детства я видела дома камеру, это было не чем-то особенным, а обычной, но очень важной частью моей жизни. Визуальное искусство привлекало меня со школы, и особенно фотография - как возможность запечатлеть ускользающий момент по-своему, придав ему собственные мысли и эмоции. Всерьез заниматься фотографией я стала во время юридической практики, а акцент делала на людях и событиях. Это для меня интересно в фотографии и по сей день. Я просто выходила из дома и снимала все, что так или иначе вызывало эмоциональный отклик, желание нажать на кнопку. Позднее меня привлекли фотостудии, прежде всего возможностью работать со светом: в студии можно было изучать свет, освещать по-своему предметы съемки, достигать различных эффектов благодаря различным схемам постановки света.

Однако меня все равно влекла жизнь, события. Я стала посещать концерты, поскольку со своим графиком работы по восемь часов в день свободное время оставалось только вечером, а вечером в городе проходят в основном вечеринки да концерты. То есть это был для меня самый реальный путь к тому, что я люблю делать больше всего на свете - фотографировать.

Тогда я снимала больше для себя, но при этом анализировала снимки и работала над ошибками. Окончательное желание полностью посвятить себя концертной фотографии оформилось после совместной работы с актером Вадимом Демчогом на его гастролях в Красноярске. Во время нашего сотрудничества я много фотографировала на радио и телевидении, снимала спектакль Вадима Викторовича «Арлекиниада», бекстейдж и репетиции… Снимать приходилось буквально 12 часов в сутки! Времени на сон почти не оставалось, но я приобрела важный опыт взаимодействия фотографа с актером/музыкантом, узнала много нового о том, как делаются шоу.



- Какой музыкальный жанр предпочитаете снимать?

- Мне очень нравится снимать творческих и талантливых людей. Пожалуй, это для меня главный приоритет при выборе съемки. Талантливый гитарист может играть на электрогитаре в рок-группе или же приезжать с сольным концертом и исполнять партии на акустике - жанр для меня не так важен, как то, что на сцене работает действительно талантливый и преданный своему делу человек. Музыкальных жанров очень много, артистов определенного жанра обычно объединяет узнаваемая стилистика исполнения, тексты, музыкальное звучание. Если все-таки попытаться выделить любимый жанр, то это рок в самом широком смысле - как традиционный, так и альтернативный, в том числе металл, пост-гранж. Выступления рок-музыкантов всегда отличаются бешеной энергетикой, сумасшедшей отдачей со сцены, эмоциями фанатов. Плюс ко всему некоторые рокеры колоритно выглядят. Таким исполнителям свойственна экспрессия, повышенная динамика исполнения, особое звучание электрогитар и ударных.

Существует точка зрения, что рок-музыка - это не просто музыкальный жанр, но социокультурный феномен ХХ века, который породил множество различных субкультур. В этом смысле при фотосъемке таких концертов неизменно происходит проникновение в ту или иную субкультуру, которая мне как фотографу не может не быть интересна. На таких концертах я стараюсь фотографировать не только музыкантов, но и зрителей, их взаимодействие друг с другом, реакцию на происходящее. Зрители обычно благосклонно относятся к тому, что их фотографируют, позируют и часто даже просят их сфотографировать. Делать это довольно тяжело, ибо непросто уследить одновременно за тем, что делается в зале и на сцене, но к таким условиям съемки привыкаешь, и со временем вырабатываются привычка, наблюдательность. В конце концов, концерт - это не только музыканты, но и энергия публики.



- И все же, случается, что фанаты мешают снимать?

- Поведение фанатов бывает очень разным, и их влияние, как правило, зависит от места съемки. К примеру, группу 30 Seconds To Mаrs мы снимали из центра большого зала Дворца спорта в районе пульта звукорежиссера, вся фанзона была заполнена людьми, которые вскидывали руки, загораживая весь обзор. Но что поделать, люди приходят на концерт веселиться, а не думать о фотографе. В этих условиях моя задача в том, чтобы суметь улучить момент и сделать достойные кадры. Иногда можно такой ход событий обернуть в свою пользу и создать интересную, знаковую композицию, подчеркнуть эмоциональный фон фронтмена. К примеру, если красным прожектором заливает руки фанатов, то, выставив фокусное расстояние 200 мм, можно получить красное обрамление вокруг фронтмена, одетого во все черное, что в сочетании с его суровым взглядом даст неповторимый кадр.

В более стесненных местах съемки, например, в ночных клубах, люди, наоборот, стараются помочь, пропустить вперед. Помню случай, когда на «горячем» концерте Ill Nino был жуткий слэм (таким сленгом называют толкучку фанатов), а сзади меня стоял совершенно незнакомый молодой человек и сдерживал толпу девушек, которые легко могли бы меня задавить. Мы были незнакомы, я ни о чем его не просила - он просто сделал это сам.

Часто бывает, что в ночном клубе необходимо пройти к сцене, а перед ней стоит плотная толпа. В этом случае люди, особенно молодежь, всегда пропускают, даже помогают пройти, уступают свои места, передвигаются. В таких случаях очень помогает простая вежливость. Но, конечно же, не стоит ждать доброго отношения, если вести себя с людьми некрасиво, грубо пробиваться через толпу, расталкивать всех, заслонять собой обзор с ледяным выражением лица. Таким поведением можно вызвать недовольство окружающих и жалобы организаторов, а это чревато потерей в будущем аккредитации на концерты. Люди пришли на концерт любимого исполнителя, чтобы отдохнуть, для них это праздник, и нужно относиться к этому с уважением. Тогда получишь не только качественные снимки, но и благодарность от людей за эти кадры.



- Есть ли у вас любимые группы?

-Я никогда не была фанаткой какой-либо группы или музыкального направления, предпочитая слушать музыку по настроению в различные периоды жизни. Но простое прослушивание музыкальных произведений несравнимо по энергетике с личным присутствием на концерте - тем более, если в руках фотокамера.

Как правило, выступления тех или иных музыкантов производят на меня сильное впечатление именно после фотосъемки этого выступления, камеру здесь можно сравнить с натянутым нервом, через нее все чувствуется острее - все эмоции, труд артистов. Я привыкла слушать музыку именно на концерте, получая вместе с ней большой заряд эмоций, и теперь наушники уже не приносят столько удовольствия, как раньше.

Довольно часто я общаюсь с музыкантами до начала концерта. Это может быть как общение восемь часов в сутки, так и просто обмен парой слов в гримерке или на саундчеке, перед выходом на сцену. Каждый музыкант для меня - прежде всего человек, который любит свое дело и отдается ему полностью настолько, что посвящают этому свою жизнь, на моих глазах, здесь и сейчас. К этому невозможно не проникнуться симпатией!



- На каких площадках любите работать?

- У каждой площадки есть свои плюсы и минусы. Я люблю снимать в клубах, так как там можно свободно передвигаться, менять ракурс, непосредственно взаимодействовать с залом, быть ближе к артистам и делать крупные планы. В то же время именно в клубах самый высокий риск повредить оборудование и получить травму. Например, на одном из концертов я снимала в первом ряду, меня задело волной слэма, повалило на пол, и в результате получился хорошенький кровоподтек на лице. Но все могло бы кончиться еще печальнее.
Сложнее работать на крупных площадках, где сцена от 18-20 метров в длину. Здесь труднее всего, когда артисты перемещаются по всей площади, от края до края, достаточно быстро - тогда приходится самой ловко перемещаться, что бывает сделать непросто, ведь, кроме меня, в фотопите есть и другие фотографы. Но зато на таких крупных площадках, как правило, очень хороший и качественный свет в сравнении с ночными клубами, организован фотопит и порядок обеспечивается организаторами гастролей.



- Какой техникой снимаете?

- Я снимаю на Nikon D600 и предпочитаю работать светосильными зум-объективами, поскольку приходится снимать на разных площадках и работать в разных условиях, в том числе и в таких, когда использование фикс-объектива может привести к невозможности быстро среагировать на изменившуюся обстановку и сделать нужный кадр. Иногда единственное доступное для фотографа место на концерте - это пульт звукорежиссера, и в этом случае незаменим телеобъектив. А иногда приходится лавировать в узком фотопите, в котором хотелось бы иметь возможность сделать как общий, так и крупный план исполнителей. Музыканты могут резко подойти близко к сцене и наклониться к фотопиту или же резко уйти на задний план.

Как правило, во время концертов недостаточно света для комфортной съемки, поэтому один из главных критериев при выборе фотокамеры в моей работе - это возможность снимать в условиях недостаточного освещения. Не менее важна надежность автофокуса и скорострельность, а также разрешение матрицы.
Техникой Nikon я пользуюсь очень давно, она ни разу меня не подводила даже в таких сложных условиях съемки, как концертный репортаж, а ведь это повышенная влажность, пыль, встряски, жара или холод. Мне нравится быстрый и точный автофокус Nikon, легкое управление, возможность снимать на высоких значениях ISO и, конечно же, красивая картинка в итоге.



- Дополнительный свет используете?

- Освещение очень многое решает в концертной фотографии. Умение работать с исходными условиями освещения, ориентироваться в цветах, направлении света и использовать все это для создания образа музыканта очень важно в профессии концертного фотографа. Дополнительный свет на концертах, как правило, не используется по нескольким причинам: во-первых, на концертах обычно бывает красивый и разнообразный свет, который создает неповторимую атмосферу музыкального события, подчеркивает фактуру и колорит артистов. Во-вторых, вспышка может отвлекать музыкантов от работы на сцене, мешать зрителям. В нашей практике был случай, когда на концерт в клубе пришел фотограф с большим отражателем и вспышкой и со всем этим оборудованием стал снимать выступающих в первом ряду. В итоге зрители возмутились, было много жалоб. Также вспышки могут мешать работе коллег-фотографов. Ну и, наконец, часто организаторы запрещают использование дополнительных источников света, которые могут помешать музыкантам и зрителям.

При этом все же замечу, что умение работать с дополнительными источниками света (там, где делать это разрешается организаторами) очень важно, потому что при грамотной работе с ними можно создавать замечательные кадры и решать вопросы недостаточного освещения.



- Пользуетесь ли фоторедакторами?

- Я использую для постобработки фоторедакторы, поскольку, как правило, после съемки кадры проходят коррекцию по яркости и контрастности, насыщенности, балансу белого, работе со светом и тенями, иногда - перевод в черно-белое или тонирование изображения там, где это уместно. Но при этом каждый раз первостепенное значение имеет исходный кадр, ведь никакая обработка не придаст истинной красоты кадру, если исходник не был композиционно цельным, или же в нем отсутствует момент, ради которого, собственно, фотограф и нажимал на кнопку. В этом случае при отборе снимков всегда важно отвечать себе на вопрос, чем так примечателен тот или иной кадр, что мы пропускаем его в итоговый отчет, который затем предоставляется на обозрение миллионам зрителей. Фоторедакторы также иногда позволяют подчеркнуть преимущества фотографии. При этом существуют разные степени допустимого вмешательства в кадр. Если съемка производится по заказу, то степень такого вмешательства следует обсудить с заказчиком, у СМИ, как правило, свои требования к возможной корректировке изображения. Если же снимаю для собственного портфолио или вмешательство в кадр не ограничивается, то можно дать волю фантазии. Но не стоит забывать, что хорошая обработка - та, которая не бросается в глаза.



- Какими еще знаниями должен обладать концертный фотограф?

- Эти знания можно условно разделить на три группы. Во-первых, это общие познания в психологии, взаимодействии между собой людей. Во-вторых, знание физики распространения света, механизмов композиционного воздействия на зрителя, умение видеть и ловить тот самый важный эмоциональный момент, действия музыканта с залом или на сцене. Концертная фотография подчиняется общим постулатам в фотографии, которые выразили в своих книгах еще Рудольф Арнхейм, Лидия Дыко, Александр Лапин и многие другие. Третье - это особенности работы собственно концертного фотографа: знание музыкальных направлений, что позволяет предвидеть характер выступления, динамику событий. Не помешает предварительно подготовиться к съемке, ознакомиться с составом группы, выделить постоянных участников и сессионных, посмотреть видеозаписи с концертных выступлений музыкантов в других городах, отметить, на какую часть зала преимущественно работает фронтмен, в какой руке держит микрофон, особенности поведения других участников на сцене. Конечно, немаловажно знать и чувствовать свою фототехнику на интуитивном уровне, знать примерные значения экспозиции, ведь условия освещения могут меняться каждые 10 секунд, и в этом случае важно быстро и точно выставить нужные значения диафрагмы, выдержки и ISO, чтобы не потерять момент и успеть сделать качественный кадр. Еще важно не бегать по всей площадке зала, постоянно щелкая затвором в надежде поймать удачный кадр. Снимать лучше всего в статичном положении, сосредоточив все свое внимание на происходящем в зале и на сцене.

Все это в совокупности позволяет создавать картинку с настроением, способную эмоционально задеть зрителя, а не просто зафиксировать факт нахождения музыканта на сцене. На мой взгляд, концертная фотография также должна рассказывать о концерте нечто большее, чем видно невооруженным глазом. Я считаю, что отличная концертная фотография может передать все: атмосферу концерта, настроение зрителей, характер и черты личности самого музыканта. Задача фотографа - суметь поймать и соединить все это в одном кадре. Очень хороший результат, когда на съемку одного концерта приходится примерно 5-10 хороших кадров, а если среди них нашелся хотя бы один отличный, на котором зрителю захочется остановиться и разглядывать его, то это прекрасно. В свое портфолио я выбираю по 1-2 кадра с каждого концерта, а иногда и вообще ни одного.



- Не мешает ли вам напряжение от съемки слушать музыку?

- Напряжения как такового не возникает, скорее наоборот. Есть что-то экстремальное в этой работе, черпается большая доза адреналина! Каждый исполнитель на сцене выражает себя в своем творчестве, в музыке, в тексте, в этом смысле музыка помогает лучше понять и почувствовать момент и сделать нужный кадр, а фотосъемка - острее воспринять музыку. Прослушивание и фотографирование на концерте - два взаимосвязанных, неразделимых процесса. Другое дело, что с фотооборудованием, конечно же, нельзя пуститься в отрыв, забыть обо всем и просто слушать музыку, но я нисколько об этом не жалею.

Беседовала Мария Желиховская

Понравилось ли вам интервью? Будем рады увидеть ваши мнения в комментариях. И не забывайте добавлять нас в друзья.

концерт, интервью, Я | ФОТОГРАФ

Previous post Next post
Up