МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка тумана. Часть 2

Mar 11, 2019 15:03

Природные явления выглядят на снимках особенно живописно! Например, туманная погода - одна из любимых для фотографов. Пейзажные кадры с туманом несомненно привлекают внимание зрителей: они загадочные, необычные, атмосферные.

Как снимать акварельные фото в тумане, разбираемся в новой обучающей Магистратуре Nikon. Своими секретами делятся: Роман Дмитриев, Артём Самусенко, Айдын Урбушев, Ксения Соварцева, Виталий Левыкин, Виталий Новиков, Андрей Баскевич, Дария Дудина, Дмитрий Филатов.

Изучайте урок, применяйте новые знания на практике и выкладывайте свои таинственные снимки в комментариях!



Автор: Виталий Левыкин



Начало Магистратуры. Съемка тумана. Часть 1

Ксения Соварцева:

“Даже в наше время доступности фотографии съемка туманов редко является специализацией для фотографа, при том, что почти каждый пользователь камеры хоть раз в жизни снимал данное явление. Я снимаю в целом природные сюжеты, привлекают меня в первую очередь птицы, однако, безусловно, в объектив попадают и туманы. Обычно это конечно пейзаж, но можно использовать туманную атмосферу и в других жанрах, расскажу о своих наблюдениях…

⦁ Возникновение

Безусловно, все знакомы с туманом над водой и понятно, что возникает он в связи с испарением большого количества влаги, которая мельчайшими капельками повисает в воздухе.

1. Появляется туман над теплой водой в холодном воздухе. Чаще это происходит на закате, тогда воздух остывает, а вода за ним не поспевает и остается теплой, так же случается в сильный мороз над открытой водой.



Озеро на Кольском полуострове вечером
Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/25
ISO: 100
Фокусное расстояние: 18 мм

2. От испарения тающего снега. В горах от более сильного излучения солнца и ветра поднимается марево с вершин и собирается в туман или облака.

3. Летом, если воздух влажный и после обильного дождя резко вышло жгучее солнце. Оно быстро нагревает землю и влага со стеблей и листьев растений моментально переходит в воздушную среду.



Поле в Рязанской области
Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/14
Выдержка: 1/160
ISO: 250
Фокусное расстояние: 18 мм

Теперь поговорим тумане в фотографии, как его можно использовать.

⦁ Очень хорошо он создает атмосферу в кадрах:

1. В тумане видны лучи света от ярких источников, на пути которых есть препятствия, возникает свето-теневой рисунок - в родном селе летней ночью, свет от фонаря.



Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 30
ISO: 100
Фокусное расстояние: 18 мм

2. Туман - основа таинственной и мрачной атмосферы. Он может быть густым и плотным и через него видны лишь силуэты.

3. Может ползти по поверхности лоскутами, быстро изменяясь.



Гора Тузлук, Нацпарк Приэльбрусье, Кабардино-Балкария
Камера: Nikon D500
Диафрагма: f/10
Выдержка: 10
ISO: 100
Фокусное расстояние: 35 мм

⦁ Туман подчеркивает деление на планы (похожий эффект дает также снегопад и дождь):

1. В горах дымка и туман разделяют соседние идущие друг за другом гряды, передние очерчены довольно резко и имеют хороший контраст, дальние покрыты пеленой или вообще растворяются вдали - вершины гор Архыза.



Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/8
Выдержка: 30
ISO: 100
Фокусное расстояние: 300 мм

2. Деление на планы Подмосковного леса на холме.



Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/800
ISO: 100
Фокусное расстояние: 270 мм

⦁ С помощью тумана можно забыть про задний план, создать иллюзию неизвестности и стереть окружающее пространство:

1. Задний план пропадает в молочной дымке, люди будто идут в никуда - Сарыкумский бархан. Так же как и планы туман подчеркивает перспективу - уходящие вдаль линии.



Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/160
ISO: 200
Фокусное расстояние: 18 мм

2. И этот и предыдущий кадры - примеры минимализма. Здесь тоже деление на планы, только вода, тростник и туман позади - озеро Полисто в Полистовском заповеднике.



Камера: Nikon D500
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/6400
ISO: 500
Фокусное расстояние: 150 мм

⦁ Мне нравится снимать животных и растения в тумане, так как задний план становится молочным, приобретает пастельные оттенки. В таких условиях нет черных-черных теней:



Лис, плато Лаго-Наки, Адыгея
Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/400
ISO: 320
Фокусное расстояние: 220 мм

Когда на улице туман и мороз, туман оседает инеем на окружающем пространстве.



Заиндевелая веточка в легком тумане
Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/160
ISO: 320
Фокусное расстояние: 300 мм

⦁ Также снимки с туманом имеют особую мягкость.



Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/50
ISO: 100
Фокусное расстояние: 22 мм

А если присутствует свет, то некоторое свечение и легкость, а как это использовать - думайте сами, много творческих задумок позволяет реализовать туман”.



Камера: Nikon D500
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1600
ISO: 100
Фокусное расстояние: 190 мм

Виталий Левыкин:

“Я увлекаюсь пейзажной фотографией. Именно это хобби позволяет мне отвлечься от рабочей суеты и полностью окунуться в мир природы. Съемка пейзажа с туманом мало чем отличается от других съемок такого типа, но также имеет свои нюансы.
Об этом мы сегодня и поговорим.



Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/13
Выдержка: 1/8
ISO: 64
Фокусное расстояние: 75 мм

⦁ Выбор локации

Множество современных технологий в наше время существенно облегчили жизнь фотографам. Для изучения точки съемки и поиска новых ракурсов и локаций
я использую программу Google Earth.



Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/13
Выдержка: 1/2
ISO: 64
Фокусное расстояние: 24 мм

⦁ Погода

Погода для пейзажного фотографа очень важна, так как, ориентируясь на прогноз, в голове возникает примерная картина того, что хочется получить на выходе. Я пользуюсь программой RP5. В ней очень хорошо отображаются такие показатели как ветер, влажность, вероятность тумана и температура с почасовым прогнозом.



Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/11
Выдержка: 2с
ISO: 100
Фокусное расстояние: 15 мм

⦁ Время съемки

Как вы знаете, зачастую туманы начинают появляться под утро, поэтому планировать поездку нужно с учетом рассвета. Приезжать на точку съемки примерно за час, а то и полтора, чтобы оценить местность и иметь достаточное время для поиска новых ракурсов. При наличии тумана местность меняется до неузнаваемости, что делает ее более интересной и своего рода мистической. Для отслеживания "режимного времени" и "голубого часа" я пользуюсь программой Exsate Golden Earth. В ней очень удобно отслеживать положение солнца с привязкой к карте местности.



Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/6
ISO: 64
Фокусное расстояние: 15 мм

Предугадать красивый рассвет да еще и с туманом практически невозможно, но есть некоторые погодные явления, которые нам в этом помогают. Сильный перепад температур как зимой, так и летом способствует появлению тумана. Чаще всего туман появляется в низменностях и в руслах рек. Влажность тоже немаловажный показатель.



Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/400
ISO: 100
Фокусное расстояние: 24 мм

⦁ Съемка

Снимать интересно как на широкоугольную оптику, так и на телеобъектив.
Наличие штатива обязательно, так как удержать камеру на длинных выдержках в режимное время практически невозможно. Советую установить на камере отложенный спуск или воспользоваться пультом, чтобы избежать вибраций.

Съемку производить в режиме RAW. Это дает нам свободу в постобработке фотографии в дальнейшем. Значения диафрагмы ничем не отличаются от типичных значений пейзажной съемки f/9-f/16, ISO 100 или меньше в зависимости от камеры, чтобы избежать шумов.

Фокусировка в туман, наверное, самое сложное, потому что при густой пелене, автофокус практически бесполезен, тогда на помощь нам приходит ручная фокусировка. Отключаем на объективе режим автофокуса и наводимся вручную с помощью режима Live View. Либо устанавливаем фокусировочное кольцо объектива на режим "бесконечность". Это позволит сделать резкий кадр с точной фокусировкой.



Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/80
ISO: 100
Фокусное расстояние: 44 мм

⦁ Особенности съемки тумана

Нужно помнить, что съемка тумана подразумевает повышенную влажность, поэтому рекомендуется запастись специальными салфетками для протирки оптики.
Одежду следует выбирать непромокаемую и в тоже время очень удобную, в теплое время года из обуви лучше иметь резиновые сапоги с хорошим протектором, чтобы не скользить по траве.

⦁ Оборудование

Я снимаю при помощи камеры Nikon D750 и объективов AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR, 15mm f/2.4, 70-200 f/2.8. Также у меня всегда с собой штатив с шаровой головой и пульт.

Хорошего света и удачных кадров!

Дария Дудина:

“Фотографией я увлекаюсь с 2011 года. Любимые направления- репортажная съемка и пейзажи. Расскажу немного о съемке в условиях туманов и искусственных дымок.

⦁ Как предугадать туман?

С известностной точностью помогает прогноз погоды - если ожидается резкий перепад температуры, из-за смены времени суток или атмосферного фронта - велик шанс появления тумана.



Камера: Nikon D5100
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/125
ISO: 200
Фокусное расстояние: 51 мм

Играет роль и место - для большей вероятности застать это природное явление лучше присмотреть локации возле водоемов, или с перепадами высот. При ветренной погоде туман сдувает в низменности. Время съемки - в основном раннее утро весной и осенью, когда есть сильный контраст между ночной и дневной температурой.



Камера: Nikon D5100
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/200
ISO: 100
Фокусное расстояние: 27 мм

⦁ Искусственные дымки

Если эффект дымки нужен в неурочное для него время и караулить некогда - возможно создать его самостоятельно. Самый простой способ для больших территорий - использование дымовых гранат. Но важно помнить про технику безопасности, и проверить, можно ли в выбранной локации использовать пиротехнику. Также в части парков используются системы полива, по расписанию создающие тот самый туман.



Камера: Nikon D5100
Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/800
ISO: 640
Фокусное расстояние: 31 мм

⦁ Съемка

Туман интересен тем, что усиливает воздушную перспективу, ограничивает видимость, уменьшает контраст и создает волшебные переливы света, если удалось поймать его в солнечную погоду.



Камера: Nikon D5100
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/80
ISO: 100
Фокусное расстояние: 105 мм

При большой плотности он сильно затемняет кадры, что можно скорректировать на месте или позже в редакторе. Стоит поэкспериментировать с разными фокусными расстояниями, особенно на рельефной местности - где-то у горизонта иногда скрываются красивые акварельные виды. Туман не мимолетен, как правило есть возможность сменить несколько точек съемки и осмотреться вокруг.



Камера: Nikon D5100
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/125
ISO: 200
Фокусное расстояние: 138 мм

⦁ Обработка

Я считаю, что обработка кадров дело вкуса, и единых правил здесь нет. Но все же в идеале надо найти баланс между естественным светом и цветом в кадре и украшательствами. Фото с туманом как правило не имеют сочных цветов и неполноконтрастны, но в зависимости от желаемого настроения можно немного растянуть гистограмму и добавить насыщенности.



Камера: Nikon D5100
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/125
ISO: 200
Фокусное расстояние: 112 мм

В контровом свете при небольшом добавлении цвета раскрываются жемчужные переливы.



Камера: Nikon D5100
Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/500
ISO: 100
Фокусное расстояние: 27 мм

⦁ Съемка с людьми

В идеале заранее продумывать локацию, учитывая свет и надеясь, что туман окажется там, где бы вам хотелось. Или, как оно обычно у меня и происходит - быстро ориентироваться на месте, и в таком случае особенно спасает разнообразие кадров. Использование "заменителей" тумана упрощает такой процесс.

При репортажной съемке, когда нет возможности двигать людей и ждать нужного света остается только ловить момент, вписывающийся в настроение репортажа. Плюс туман - отличное подспорье для съемки силуэтов.

⦁ Разное

Внутри плотного тумана очень высокая влажность, так что смена объектива может привести к попаданию взвеси внутрь камеры. Вряд ли это приведет к серьезным последствиям, но лучше перестраховаться. Поскольку туман чаще всего возникает на рассвете и закате, когда солнечного света мало, для съемки может пригодится штатив. И обязательно тряпочка для оптики, из-за влажности воздуха.



Камера: Nikon D5100
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/125
ISO: 280
Фокусное расстояние: 105 мм

Дмитрий Филатов:

“Знакомство с фотографией я начал, когда мне было лет пять или шесть, после дня рождения мне купили в качестве подарка пленочный фотоаппарат. В тот момент я заболел фотографией, которая не отпускает меня по сей день и, скорее всего, не отпустит никогда. Три года назад я приобрел Nikon D5200, и с этого момента началось мое становление в роли пейзажного фотографа. Еще один немаловажный факт - я, пожалуй, самый неправильный фотограф, поскольку 90% съемок, на которые я езжу, это не запланированные и спонтанные решения, которые зависят от настроения и погоды. Я не буду расписывать все большим объемом текста, который здесь просто не нужен, я считаю, что информации должно быть немного и она должна быть простой для понимания.



Камера: Nikon D5200
Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR
Выдержка: 1/80
Диафрагма: f/11
ISO: 250
Фокусное расстояние: 18 мм



Камера: Nikon D5200
Выдержка: 1/60
Диафрагма: f/4
ISO: 100
Фокусное расстояние: 70 мм

⦁ Место съемки

Для съемки тумана подойдет практически любое место, начиная от пейзажей с лесами, озерами, реками и горами заканчивая городскими пейзажами. В любом из этих мест, можно найти интересный сюжет для съемки, который будет интересен зрителю, и он найдет в нем что-то свое. Точку для съемки необходимо выбирать в зависимости от вида тумана, идеи и цели, которую вы преследуете. Туман может различаться по своей плотности и высоте на которой он находится, это будет одним из решающих факторов для съемки.



Камера: Nikon D5200
Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR
Выдержка: 1/8
Диафрагма: f/18
ISO: 100
Фокусное расстояние: 18 мм

⦁ Используемая техника

В большинстве случаев для съемки тумана стоит использовать широкоугольные объективы, которые позволят захватить больше пространства в кадре, при этом, как и при любой пейзажной съемки не стоит забывать закрывать диафрагму хотя бы до f/8 чтобы получить максимальную резкость по всему полю кадра. Также я бы рекомендовал использовать штатив это поможет избежать смаза изображения в случаях, когда мало света и необходимо использовать длинные выдержки. В целом, модель камеры какой-то особой роли не играет в съемке, главное, чтобы она была хоть какая нибудь, даже пленочная. В качестве творческого инструмента можно использовать фонарик, чтобы подсветить какие-то объекты или создать интересный эффект в кадре, все зависит исключительно от вашей фантазии.



Камера: Nikon D5200
Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR
Выдержка: 1/80
Диафрагма: f/11
ISO: 250
Фокусное расстояние: 18 мм

⦁ Время для съемки

Туман как природное явление образуется в любое время года, как правило это происходит утром или вечером, редко бывает днем. Синоптики научились предсказывать появление тумана, но естественно это не 100% прогнозы, в любом случае надо смотреть на прогноз и по возможности выезжать на планируемую точку съемки за несколько часов до рассвета или заката.



Камера: Nikon D5200
Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR
Выдержка: 5
Диафрагма: f/22
ISO: 100
Фокусное расстояние: 18 мм

Главный совет, нарушайте правила съемки, мыслите нестандартно и воплощайте свои идеи какими бы безумными они не были, возможно, когда-нибудь именно ваши работы станут искусством и будут цениться во всем мире”.



Камера: Nikon D5200
Выдержка: 1/320
Диафрагма: f/5.6
ISO: 100
Фокусное расстояние: 250 мм



Камера: Nikon D5200
Выдержка: 1/320
Диафрагма: f/5.6
ISO: 100
Фокусное расстояние: 110 мм

Пейзаж, Магистратура

Previous post Next post
Up