Съёмка в заснеженных горах по праву считается одной из самых тяжёлых, ведь погода здесь меняется очень быстро, а условия не самые лучше, если не сказать экстремальные. Помочь разобраться c особенностями съёмки мы попросили Кирилла Умрихина - фотографа, специализирующегося на путешествиях и экстремальных видах спорта. Специально для пользователей Nikon Кирилл дал ещё и несколько полезных «лайфхаков» для создания фотографий со сноубордистами и горнолыжниками в движении!
Кирилл, какое время суток ты считаешь самым оптимальным для съёмки в заснеженных горах?
Я очень люблю красивый свет, причём, он может быть в любое время дня. В горах погода меняется молниеносно. Иногда кажется, что съёмки не будет, всё затянуто и, вдруг, среди облаков появляются лучи, ты успеваешь сделать несколько кадров, и опять всё затягивает облаками. Горы есть горы, но, безусловно, самый красивый свет во время заката и рассвета.
На фото: Иван Малахов
В прошлом году мне удалось организовать съёмку, которую я планировал два года. Мы снимали на рассвете в Красной Поляне. Для этого нам пришлось остаться ночевать на горе в домике работников лавинной службы. Проснулись мы ещё затемно и спускались к станции подъёмника с фонариками.
Первые лучи солнца мы застали наверху. Я ждал, пока все райдеры выйдут к месту, откуда начнут свой спуск. Всё прошло успешно, и мне удалось сделать несколько удачных кадров.
На фото: Максим Панков
Какие особенности необходимо учитывать при съёмке на склоне?
При съемке на подготовленных склонах прежде всего, нужно думать о безопасности.
- Не стойте на трассе, ведь это мешает кататься другим.
- Заранее просчитывайте траекторию движения сноубордиста или лыжника.
- Всегда обращайте внимание на то, где расположено солнце. Снимки против света в снегу чаще всего более выигрышны, чем кадры «по свету».
На фото: Сергей Зюзюк
Есть ли оптимальные настройки камеры для съёмки движущихся объектов в темноте?
Прежде всего, вам нужно думать о выдержке. Если вы снимаете без вспышек, то самая критичная выдержка- 1/200 секунды. Всё, что длиннее, уже будет смазано.
При съёмке со вспышками выдержка не может быть более 1/250 секунды.
На фото: Андрей Москвин
Используйте вспышки и другой свет, который есть вокруг вас. Вспышки можно использовать накамерные или внешние и подключать их с помощью радиосинхронизаторов.
На фото: Кирилл Умрихин и Артем Шелдовицкий
Иногда я использую две, три, и более вспышек, но съёмка с таким количеством света очень трудная как технически, так и с точки зрения выставления света.
На фото: Константин Кокорев
Использовано три внешние вспышки
На фото: Артем Шелдовицкий
Использована одна внешняя вспышка
Кирилл, как ты выбираешь ракурсы: специально или полагаешься на случай?
Я считаю, что правильная композиция - это гораздо важнее, чем любые настройки в камере (экспозиция). Грамотно построить кадр - умение, которому обучаешься всё время. Естественно, в голове есть некие идеи, но всё ты понимаешь только тогда, когда попадаешь на место. У тебя есть площадка - мир вокруг тебя, у тебя есть средства - камера и набор оптики и, конечно же, у тебя есть знания. Когда ты грамотно используешь эти вещи, у тебя получается хороший кадр. Иногда можно сделать хорошую фотографию, полагаясь на удачу. Иногда ты снимаешь из одной точки, а потом делаешь шаг в сторону и находишь ту самую позицию. В экстремальном спорте всё немного тяжелее, чем, скажем, в пейзажной фотографии. Трюк длится секунды, и зачастую его делают один раз. В этом смысле, «экспериментировать» возможности нет. Ты должен чётко представлять, что ты хочешь получить и применять эти знания на месте. Более того, зачастую ты просто не можешь ходить и искать нужный ракурс, гулять в мягком снегу, утопая по шею просто невозможно.
На фото: Иван Малахов
Порой на снег проблематично поставить штатив. Как в таких условиях снимать ночью на длинной выдержке?
Чтобы снять подобную фотографию, вам нужна зеркальная камера, штатив, пульт управления камерой и терпение. Если говорить о штативе, то лучше использовать более тяжёлый и устойчивый. Ночью часто дует сильный ветер, и самое неприятное - это потерять резкость из-за тряски камеры. Ноги у штатива должны быть прочными и вам не нужно сильно разгибать их, а лучше просто глубоко воткнуть в снег и примять. Ещё лучше- найти утрамбованную площадку. У пульта должна быть возможность управления выдержкой. На данной фотографии она приблизительно равна часу. В центре - Полярная звезда. Если вы хорошо разбираетесь в звёздном небе, то её не так трудно найти. Остальным советую пользоваться прекрасной программой для Iphone «Star Walk». К примеру, вы будете всегда в курсе, когда и где заходит Луна. Это очень важно - снимать в новолуние, так как во время полнолуния небо очень сильно «засвечено» отражённым светом Луны.
На что бы ты посоветовал фотографам обращать внимание при выборе вспышки?
Если вы снимаете с внешней накамерной вспышкой, то я советую использовать её того же производителя, что и камера. Надёжней и лучше перестраховаться, чем иметь проблемы позже.
Если вы хотите снимать со вспышками, которые будут находиться вне камеры, вам нужно выбрать способ их запуска - ИК или радиоканалы.
На фото: Павел Харитонов
ИК - инфракрасные лучи, способ связи между вспышками. Основной его недостаток - небольшой радиус действия. Это оптимальный вариант для студии или городского спорта, но в горах он не подойдёт.
Радио-синхронизаторы (трансмиттеры) - устройства, которые соединяют вспышку с камерой по радиоканалу и работают на расстоянии более 100 метров. Удобны в использовании в горах и вообще на открытом воздухе.
Какая будет вспышка при съёмке, значения не имеет. Для меня важно только несколько параметров - её устойчивость к плохим погодным условиям, длительность работы аккумуляторов, длина импульса, мощность и вес.
На фото: Артем Шелдовицкий
Надеемся, с особенностями съёмки в ночное время наши читатели разобрались. Давай поговорим о съёмке днем: как избежать солнечных бликов от снега и льда?
Я бы советовал использовать все возможности, которые нам даёт природа. Если есть блики, их нужно использовать! Они, как и капли на объективе, могут давать очень красивый рисунок!
Я так же советую снимать с поляризационным фильтром. В горах очень ярко, и это даст вам не только основные возможности «полярника» - более глубокое и синее небо. Вы также сможете снимать с открытой диафрагмой, управляя глубиной резкости.
На фото: Андрей Москвин
Подводя итоги нашего интервью, какие основные советы ты дал бы фотографу, отправляющемуся снимать зимой в горы?
- Прежде всего я бы советовал тепло одеться. Нет ничего хуже, чем замерзнуть на съемке или думать не о фотографии, а о том, где можно погреться
- Берите запасные аккумуляторы и флешки
- Легкий снег техника хорошо переносит, но во время сильного снегопада лучше накрыть камеру чехлом
- Советую снимать в Raw. У вас всегда будет шанс поправить настройки, если вы забыли поменять параметры или торопились и не выставили нужную экспозицию
- Во время облачной погоды советую повышать контраст снимков во время пост обработки. Например, вы можете сделать это в Nikon Capture
- Всегда используйте специальные фоторюкзаки, защищенные от влаги
- Запаситесь тряпочками для протирки оптики и камеры
- Используйте бленду
- Лайфхак: «Шапочка для душа, которую можно найти в ванной комнате вашего отеля - идеальное средство для съемки в плохую погоду»
- После мороза не спешите доставать камеру из рюкзака или кофра. Дайте ей постепенно нагреться, иначе она покроется конденсатом и влага может попасть внутрь, что приведет к поломке
Благодарим
Кирилла Умрихина за предоставленные фотографии. А также предлагаем вам заглянуть в его
блог. Не забывайте добавлять нас
в друзья.
Читайте также:
Я | ФОТОГРАФ. Владимир Меликян Как лучше всего снять спортивные соревнования? Я | ФОТОГРАФ. Станислав Колпаков Я | ИЗУЧАЮ. Фотосъемка лыжного спорта Астрофото, фотографируем с земли