20 декабря во Владимирской области состоялись дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания по округу №12 (Ковровский, Гороховецкий, часть Вязниковского района). Ввиду того, что они были единственными выборами уровня субъекта Федерации в целом по России, к кампании было прикован интерес некоммерческих организаций, следящих за процессом голосования. Для региона они стали последней пробой электорального пера перед парламентской схваткой следующего года. Сама возможность потренироваться не вызвала особого отклика ни у населения, ни у партий.
Причина назначения выборов не на единый день голосования требует пояснений. Это связано со сроками, в который получил обвинительный приговор обладатель депутатского мандата Сергей Курышев (в 2013-ом выиграл как кандидат от «Единой России»). Дело о гибели человека в результате ДТП, совершённого народным избранником в нетрезвом виде, было не только первым случаем, когда на скамью подсудимых сел действующий парламентарий. Его откровения привели к отставке главы Ковровского района Александра Клюшенкова, занимавшего пост ещё с 1997 года.
Невзирая на криминальные обстоятельства, бросавшие тень на партию, для ЕР кампания не была трудоёмкой: преимущественно сельский округ, где реально избирать любого, на кого будет указано. Местного кандидата не было найдено. На территорию была брошена заведующая детсадом из г. Владимира Светлана Мангушева, являвшаяся членом Общественной палаты региона. Такое «варяжество» могло сыграть в минус, если бы оппоненты были деятельны, но для КПРФ, ЛДПР и СР эти выборы не были важным сражением. Не стал влезать туда и опальный бизнесмен Александр Филиппов («МРГ-Инвест»), чей отец был предшественником Курышева на посту депутата по этому округу.
Компартия, которая на данной территории обладает определённым авторитетом лишь в Гороховецком районе, откомандировала на выборы первого секретаря Ковровского райкома Владимира Хромова. Выдвижение производилось для проформы, но хотя бы кандидат не был совсем уж чужим для округа.
«Справедливая Россия», не отличающаяся напористостью, всё-таки проявила себя. Решил себя показать Тимур Марков, бывший глава Вяткинского сельского поселения Судогодского района. От него по районам ездили агитаторы, сам он тоже проводил встречи, набирал наблюдателей. Серьёзная его ошибка состояла в том, что он вёл судебные разбирательства против соперников, чтобы отстранить их от участия в выборах. Его усилия успехом не увенчались и исключили шанс на сотрудничество с теми же коммунистами, которые изначально вообще готовы были на коалицию.
ЛДПР была пассивнее всех. Выдвинут был не местный Егор Федоров, депутат сельского поселения из Собинского района. Агитматериалов было немного.
Попыталась воспользоваться льготой «Российская партия пенсионеров за справедливость», но кандидат, владимирка Анна Шумилова быстро снялась с дистанции.
Поведение претендентов соответствовало общей атмосфере предрешенности. Принципиальное отличие между ними было в том, что один (Марков) решил выжать максимум из ситуации, засветиться настолько, насколько хватит ресурсов, а двое (Хромов и Федоров) рассчитывали прежде всего на партийные бренды.
В течение дня голосования долгое время складывалось впечатление, что явка будет невероятно низкой, но во второй половине дня положение было выправлено, а окончательная цифра активности остановилась на отметке в 24,64%.
Итоги подсчёта подтвердили мнение, что Мангушева выиграет уверенно - 54,01% (6910 голосов). По избирательным участкам результаты распределились на отрезке от 18,09% до 77,46%. Выиграно 60 из 68 участков. Прорыв был обеспечен голосованием военнослужащих (+1003 голоса). Первые же сводки привели в замешательство депутата Госдумы от ЛДПР Виталия Золочевского. Он уподобился писателю Юрию Карякину, который в 1993 году разразился возмущением по поводу первого места партии Жириновского: «Избиратели сошли с ума и голосуют на довыборах за ЕР, хотя предыдущий их представитель мотает срок за убийство! Браво».
Марков в целом получил 26,4% (3377 голосов). По УИК поддержка варьировалась от 6,94% до 62,77%. Выиграно 6 из 68 участков.
Хромов оказался с «бронзой» - 11,58% (1482 голоса). На участках ему давали от 1,37% до 43,7%. Выигран 1 из 68 участков.
Федоров пришёл к финишу последним - 6,42% (822 голоса). Его показатели расположились на интервале от 1,14% до 27,34%. Любопытно высокий результат (18,68%) был получен в той же воинской части, где обильный урожай собрала Мангушева. Срочники принесли либерал-демократу 321 голос.
Особенностью выборов было применение комплексов электронного голосования (КЭГ) в 30 из 68 УИК. В сельской местности современные технологии вызвали массу нареканий у членов избиркомов. Их не устроило, что наладка оборудования, изучение процедуры его работы отняло много времени, поэтому они склонялись к бумажным бюллетеням. С их точки зрения, ситуацию спасала только низкая явка, т.к. не образовывалось очередей.
Для избирателей действо было диковинное. При входе на участок работали КЭГ-тренажеры, у которых стояли волонтеры и объясняли, как теперь производить волеизъявление. В зале, где проходило реальное голосование, всё равно избирателям требовалась помощь, особенно лицам преклонного возраста. Сами КЭГи находились не в кабинках, а были отгорожены друг от друга так, что при желании можно было видеть, как голосует сосед. Сложно было обеспечить раздельное голосование супругов, родителей и детей. Эти факторы вели к тому, что терялся тайный характер подачи голосов. Технические моменты - повод для проведения работы по совершенствованию со стороны областного избиркома, если электронного голосование будет продолжено в ходе парламентских выборов следующего года.